Тверской педагогический колледж Выпускная квалификационная работа студентки 51 группы ОМО Быстровой Елизаветы Александровны «Роль логоритмики в развитии навыков музыкально - ритмических движений детей старшего дошкольного возраста »
Проблемы музыкального образования и развития детей дошкольного возраста, порождённые современной социально - культурной ситуацией, требуют комплексного подхода и взаимодействия логопедов и музыкальных руководителей. Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий, решающих задачи музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, является в наше время актуальным.
Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.
Объект – процесс развития навыков музыкально-ритмических движений дошкольников путём дифференцированного использования средств логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ Предмет – логоритмика, как средство формирования музыкально-ритмических навыков двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста
Цель: внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду
Задачи: 1. Проанализировать методическую и психолого- педагогическую литературу по данной теме. 2. Определить понятие «логоритмика» и изучить основные средства её использования на музыкальных занятиях в детском саду. 3. Изучить возрастные и психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. 4. Рассмотреть состояние музыкально-ритмической работы в ДОУ. 5. Разработать фрагмент музыкального занятия по развитию чувства ритма с использованием средств логоритмики. 6. Составить педагогическую технологию развития чувства ритма в ДОУ.
Гипотеза: Дифференцированное использование на музыкальных занятиях в детском саду элементов логоритмики, развивает у дошкольников музыкально-ритмический слух, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими ритмической структуры речи.
1 глава Специфика понятия «логоритмика» в системе музыкального образования в ДОУ
Структура логоритмики эмоциональная разминка речедвигательные игры логоигры игровой массаж пальчиковая гимнастика игрогимнастика эмоционально - волевой тренинг коррекционные упражнения
2 глава Опытно-экспериментальная работа по развитию чувства ритма дошкольников посредством логоритмики
Педагогическая технология развития у детей старшего дошкольного возраста чувства ритма средствами логоритмики
Содержание технологииЦель и задачи Краткое теоретическое обоснование Принципы и условия реализации технологии Диагностика: Методы : - Наблюдение за детьми - Экспериментальная ситуация - Анкетирование родителей - Воспроизводящий тест - Воспринимающий тест Критерии оценки и результаты диагностики
Этапы педагогической технологии 1 этап. Обогащаем музыкально - слуховой опыт детей. 2 этап. Проектируем музыкально – обогащенную среду группы и организуем самостоятельную деятельность детей. 3 этап. Проводим индивидуальную работу с детьми. 4 этап. Обогащаем музыкальную культуру родителей.
I этап Обогащаем музыкально - слуховой опыт детей Музыка может звучать: на музыкальных занятиях и досугах; в различные режимные моменты в течение дня: - в утренние часы (время прихода детей в группу); - во время детских игр; - во время других занятий; - во время сборов одевания детей на прогулку - при подготовке к тихому часу; - при пробуждении и одевании, после сна. Промежуточная диагностика по результатам работы на первом этапе
II этап Проектируем музыкально - обогащенную среду группы. Для организации самостоятельной деятельности детей: обновляем музыкальный уголок в группе; обогащаем каждую тематическую зону в предметной среде группы музыкально – ритмическим материалом.
Музыкальный альбом
«Весёлый паровозик» с музыкально – ритмическими картинками зверей
«Гусеница» для фланелеграфа и ритмические «горошины» к ней
Песенки – ритмы. Не-бо си-не-е, ро-ща в и-не-е, ут-ро ра-не-е всё ру-мя-не-е
Карточки с изображением коротких и длинных звуков ТА, ти –ти, ти – ти, ТА, ти – ти, ТА,
III этап Проводим индивидуальную коррекционную работу с детьми в зависимости от особенностей развития их музыкально – ритмического слуха. Промежуточная диагностика по результатам работы на третьем этапе
IV этап Обогащаем музыкальную культуру родителей Консультации для родителей: «Влияние чувства ритма на формирование речи детей». Лекция - концерт для родителей «Картина мира в музыкальных ритмах». Информация для родителей о пособиях и заданиях, рекомендуемых для совместной деятельности с детьми. Вечер досуга для детей и родителей «Папа, мама и я — музыкальная семья».
Результаты развития чувства ритма в ходе формирующего эксперимента
Воспроизведение темпа следования звуков
Воспроизведение отношений акцентированных и неакцентированных звуков
Воспроизведение чередования различных длительностей
Восприятие отношений длительностей звуков и пауз
Спасибо за внимание!