Локальные нормативные акты, определяющие правовой статус школы, ее органов и структурных подразделений Структура, порядок формирования органов управления ОУ, их компетенция и порядок организации деятельности определяются в уставе (пп. 7 «б» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании». Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения (п. 2 ст. 35 Закона). Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения (п. 5 ст. 35 Закона). Таким образом, если устав проработан качественно, то необходимости принимать отдельные положения об органах самоуправления школы нет, за исключением случаев решения в них чисто технических вопросов. В противном случае данные локальные акты должны регистрироваться в качестве дополнений к уставу
Положения о Совете школы, о Педагогическом совете Примерное положение о совете школы Общие положения Задачи Совета образовательного учреждения Функции Совета образовательного учреждения Состав Совета образовательного учреждения Права и ответственность Совета образовательного учреждения Делопроизводство. Примерное положение о педагогическом совете школы Общие положения Задачи и содержание работы Педагогического совета Права и ответственность Педагогического совета Организация деятельности Педагогического совета Документы Педагогического совета
Попечительский советФакультативный (необязательный) орган внутреннего самоуправления школы Цель создания такого органа согласно Указу Президента РФ от 31 августа 1999 г. № 1134: «установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений». Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. № 1379 утверждено Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения. Функции попечительского совета: содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения; содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников общеобразовательного учреждения; содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий общеобразовательного учреждения; содействует совершенствованию материально-технической базы общеобразовательного учреждения, благоустройству его помещений и территории.
Положения о структурных подразделенияхФилиал – обособленное подразделение школы, расположенное вне места ее нахождения (ст. 55 ГК РФ). Структурные подразделения не являющиеся филиалами (например, детский сад, библиотека, музей и т.д.)
Локальные нормативные акты, конкретизирующие права и обязанности участников образовательного процессаПравила внутреннего трудового распорядка Правила внутреннего распорядка для обучающихся Штатное расписание Должностные инструкции Положение о порядке и условиях предоставления длительного отпуска за непрерывную педагогическую работу Положение о приеме в общеобразовательное учреждение Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс Положение об условиях обучения по индивидуальным учебным планам
Правила внутреннего трудового распорядкаЭто локальный нормативный акт школы, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами: - порядок приема и увольнения работников; основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора; режим работы; время отдыха; применяемые к работникам меры поощрения и взыскания; иные вопросы регулирования трудовых отношений в школе (ст. 189 ТК РФ). Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и являются, как правило, приложением к коллективному договору (ст. 190 ТК РФ).
Содержание ПравилОбщие положения Порядок приема и увольнения работников Основные права, обязанности и ответственность администрации ОУ Основные права, обязанности и ответственность работников Режим работы и время отдыха Оплата труда Меры поощрения и взыскания
Общие положенияПравовая основа принятых правил Цель принятия правил: укрепление трудовой дисциплины, рациональное использование рабочего времени, создание условий для эффективной работы Порядок принятия правил Обнародование правил и ознакомление с ними работников школы
Порядок приема и увольнения работников1) Прием на работу оформляется трудовым договором, заключаемым в письменной форме (ст. 67 ТК РФ). Документы, которые требуются при приеме на работу (ст. 65 ТК РФ). Локальные акты, с которыми администрация школы обязана познакомить работника (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Возможность заключения срочного трудового договора и установления испытательного срока. Обязанность школы вести трудовую книжку. 2) Недопустимость необоснованного отказа в приеме на работу (ст. 64 ТК РФ). Основания для отказа: медицинские противопоказания, отсутствие вакантных должностей, необходимого образования (навыков). 3) Увольнение работников (гл. 13 ТК РФ). Преимущественные права некоторых категорий работников при сокращении численности или штата (ч. 3 ст. 179 ТК РФ).
Права, обязанности и ответственность администрации школыАдминистрация школы – совокупность должностных лиц, органов самоуправления школы, реализующих вопросы, относящиеся к компетенции ОУ. Директор осуществляет непосредственное управление школой (п. 3 ст. 35 Закона РФ «Об образовании» и п. 70 Типового положения). Полномочия и обязанности директора школы: осуществлять прием, перевод и увольнение работников, поощрение, привлечение к дисциплинарной ответственности, принятие локальных актов, соблюдать законодательство о труде, обеспечивать безопасные условия труда и т.д. (ст. 22 ТК РФ). Ответственность школы как юридического лица перед работниками (гл. 38 – ст. 234 – 237 ТК РФ).
Права, обязанности и ответственность работниковОсновные права и обязанности закреплены в ст. 21 ТК РФ Специальные права педагогов устанавливаются ст. 333 – 335 ТК РФ, пунктами 4, 5, 8 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» Специальные обязанности (запреты), связанные со спецификой образовательного процесса. Вопросы материальной ответственности работников школы
Режим работы и время отдыхаРабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени (ст. 91 ТК РФ). Режим рабочей недели (5-ти / 6-ти дневная), ее продолжительность, выходные дни; Режим рабочего дня (время работы); Установление режима ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ); Вопросы распределения учебной нагрузки; Нормирование внеурочной работы педагогов: методический день, дежурства по школе, плановые воспитательные и организационные мероприятия. Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ). Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, график отпуск; Длительный отпуск для педагогов сроком до одного года.
Оплата трудаСистема оплаты труда, вопросы тарификации; Дни и форма выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ); Наличие доплат, надбавок, стимулирующих выплат. Доплаты представляют собой выплаты работнику за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг их основных обязанностей либо за выполнение работы в условиях труда, отклоняющихся от нормальных. Надбавки устанавливаются за высокую результативность работы, качество работы, напряженность, интенсивность труда.
Меры поощрения и взысканияСистема поощрения, действующая в школе: перечисление форм поощрения, порядок их применения (либо ссылка на специальный локальный акт) Порядок применения дисциплинарных взысканий – воспроизведение норм ТК РФ (ст. 192 – 194) и Закона РФ «Об образовании» (пункты 2 и 3 ст. 55).
Штатное расписаниеОУ самостоятельно устанавливает свое штатное расписание в пределах выделенных ему средств (согласно региональному нормативу финансирования) Типовые штаты 1986 г. можно использовать в качестве примерных с учетом изменившихся обстоятельств Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 утверждена единая форма № Т-3 «Штатное расписание» Штатное расписание утверждается приказом директора школы
Должностные инструкцииПринципы формирования инструкций с точки зрения теории управления: соответствия квалификации; надлежащей детализации; показателей; значимости порученных задач; принцип повышения квалификации; принцип обновления. Правовые требования к инструкциям заключаются в соответствии их тарифно-квалификационной характеристики, трудовому договору и действующему на момент ее утверждения законодательству. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования, утв. приказом Минобразования и Госкомвуза России от 31.08.1995 № 463/1268 (согласованы с Минтрудом России, постановление от 22.11.1995 № 65) Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования, утв. приказом Минобразования России от 11.11.1992 № 406 (согласованы с Минтрудом России, постановление от 11.11.1992 № 33)
Форма и структура должностной инструкцииОбщие положения Функции Должностные обязанности Права Ответственность Взаимоотношения. Связи по должностям
Положение о порядке и условиях предоставления длительного отпуска за непрерывную педагогическую работуПравовая база: п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании»; ст. 335 Трудового кодекса РФ; Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утв. приказом Минобразования России от 7.12.2000 № 3570 (только для ОУ, учредителем который является Минобразование). Порядок и условия предоставления такого отпуск определяются учредителем и (или) уставом ОУ. Учредителем, как правило, определяется периоды, включаемые в стаж, дающий право на такой отпуск, порядок подсчета стажа, гарантии для работников во время нахождения в отпуске, перенос отпуска в случае болезни. Школа устанавливает очередность и время предоставления отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы
Правила внутреннего распорядка для обучающихсяПравовая основа: Разработка и принятие правил внутреннего распорядка относится к компетенции ОУ (подпункт 13 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»); Порядок и основания отчисления обучающихся, права и обязанности участников образовательного процесса необходимо отразить в уставе (абзац «г» подпункта 5 и подпункт 8 п. 1 ст. 13). Всеобъемлющий акт, определяющий: права; обязанности; виды поощрения; меры взыскания. Принятия трех актов: Правила поведения обучающихся Правила о поощрениях и взысканиях Декларация (хартия) прав обучающихся
Правила поведения обучающихсяОбщие правила поведения Поведение на занятиях Поведение до начала, в перерывах и после окончания занятий Заключительные положения
Декларация прав обучающихсяКаждый ученик имеет право (свобода мысли, информации, совести, получение бесплатного образования, перечисляются конкретные права) Каждому ученику гарантируется (охрана здоровья, уважение человеческого достоинства) В школе запрещается (принудительный труд, деятельность политических партий, применение методов воспитания, связанных с физическим и/или психическим насилием)
Правила о поощрениях и взысканияхПреамбула (Правила – приложение к уставу) Поощрения (благодарность, почетная грамота, ценный подарок, доска почета) Перечень мер взысканий, принципы и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности
ВзысканияПринципы привлечения к дисциплинарной ответственности: привлечение к ответственности только виновного ученика (нет вины - нет ответственности); личный характер ответственности; соответствия строгости взыскания тяжести совершенного проступка, обстоятельствам его совершения, предшествующему поведению и возрасту ученика; за одно нарушение налагается только одно основное взыскание; право на защиту. Меры взыскания: а) замечание; б) выговор; в) строгий выговор; г) возложение обязанности возместить вред; д) возложение обязанности принести публичное извинение; е) условное исключение из школы; ж) исключение из школы.
Исключение из школыОснование (объект): неоднократные грубые нарушения устава школы Условие – меры воспитательного характера не дали результат и дальнейшее пребывание обучающегося в ОУ оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование ОУ Неоднократное нарушение - совершение обучающимся, имеющим два или более дисциплинарных взыскания, наложенных директором школы, нового, как правило, грубого нарушения дисциплины. Грубое нарушение дисциплины - нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь за собой тяжелые последствия в виде: причинения ущерба жизни и здоровью обучающихся, сотрудников, посетителей школы; причинения ущерба имуществу школы, имуществу обучающихся, сотрудников, посетителей школы; дезорганизации работы школы как образовательного учреждения. Субъект: обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет Решение об исключении принимается Советом школы и оформляется приказом директора школы.
Участие местных органовРешение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении