Дифференцированный подход в обучении математике как средство повышения уровня обученности учащихся Учитель математики МОУ СОШ № 5 г. Михайловки Волгоградской области Червина Н.П.
Источник изменений: преодоление постоянно возникающих противоречий между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений.
Основа уровневой дифференциации: наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь каждый учащийся;наличие повышенного уровня, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому ученику.
Технология опыта Разделение учащихся класса на группы в соответствии с уровнем их обученности, т.е. уровнем имеющихся у них знаний, умений и навыков:Первая группа (пробелы в знаниях, самостоятельное решение задач в один-два шага);Вторая группа (имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных задач, затрудняются при переходе к решению задач нового типа);Третья группа (творческая)(высокий уровень знаний и умений. Осуществляется применение знаний в нестандартной ситуации).
Постановка учебных целей на трех уровнях усвоения знаний: достижение уровня знакомствадостижение алгоритмического уровня достижение творческого уровня
Различные виды целей для учащихся приводят к необходимости дифференциации заданий: коррекционные (для слабых)обучающие (для средних)обогащающие (для сильных учащихся)
Виды дифференцированной формы учебной деятельности: групповая (типологические группы по 3-4 человека выполняют свое дифференцированное задание коллективно) – на этапе закрепления и формирования умений;индивидуальная – на этапе проверки знаний и умений.
Система педагогических средств Разноуровневые дидактические материалыИндивидуальная работа по выяснению личного рейтингаДифференцированная домашняя работаЭлементы метода проектов Тематические зачетыПрактикумы Индивидуально-групповые занятияЭлективные курсыИспользование ИКТ
Результативность опыта ЕГЭ – 2004: из 20 учащихся 11 человек получили оценки «4» и «5», что составило 55% качества знаний. Высший балл 76 – у двоих учащихся, средний балл класса – 56,2.В 2008 году выпускники 9Б класса успешно прошли государственную аттестацию, из 21 учащегося получили оценки «4 и 5» - 11человек, что составило 52% качества знаний, средний балл учащихся класса – 9,8.В 2006-2007 и 2007-2008 учебных годах ученик 9-10А класса Русаков Владислав занял третье место в городской олимпиаде по математике. В 2008-2009 учебном году в Международном конкурсе «Кенгуру выпускникам» учащиеся 11А класса набрали: Москаленко Алевтина, Пархоменко Светлана - 97 и 90 баллов – полученный результат следует признать ОЧЕНЬ ХОРОШИМ; Жукова Дарья, Зенкин Ярослав – 85 и 78 баллов - полученный результат следует признать ХОРОШИМ.ЕГЭ – 2009: из 19 учащихся класса набрали не менее 44 баллов 14 человек; 3 человека по 64 балла, по 1человеку - 62 и 60 баллов. Средний балл учащихся класса – 48. Мои выпускники успешно учатся в ВУЗах Волгограда, Воронежа, Тамбова, Санкт-Петербурга, Перми, Михайловки.
Актуальность опыта: При изучении математики явно заметно расслоение учащихся:одни ученики плохо усваивают фактический материал, с трудом воспроизводят выкладки по показанному образцу, не могут использовать новые знания в сочетании с ранее изученными; другие легко оперируют изученными понятиями и свойствами, способны применить полученные знания в новых ситуациях, могут самостоятельно найти пути решения усложненных задач.В связи с этим особое значение в обучении математике имеет уровневая дифференциация, позволяющая преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы сможем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.
положительные аспекты уровневой дифференциации: исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей;у учителя появляется возможность помогать слабому ученику, уделять внимание сильному; отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания; появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; реализуется желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; повышается уровень мотивации ученья;повышается уровень обученности.