Методическая разработка раздела «Человек и духовная жизнь» программы по обществознанию для 11 класса А. И. Кравченко Презентация методической разработкиучителя истории и обществознанияМОУ лицей № 180Ленинского района г. Н. НовгородаПоселенновой Д. В.
Поселеннова Дарья Васильевна В 2006 году закончила Арзамасский Государственный Педагогический Институт с красным дипломом.В 2006 пришла работать в лицей №180 Ленинского района, в 2007 защитилась на II категорию.Активно участвую в методической работе лицея, выступаю на педсоветах и межшкольных конференциях.Работаю в 5.6,7,8,11 классахРазработала элективный курс «Использование Интернета на уроках истории и обществознания».Работаю над научной темой «Складывание поместной системы и служилой организации в Арзамасском уезде в 15-17 веках».
Результаты работы
Участие в конкурсе «Учитель года 2010» (лауреат конкурса) Участие в конкурсе учитель года. «Мастер-класс».Тема«Развитие ключевых компетенций на уроке истории («Блокада Ленинграда») с использованием ИКТ и проблемно-проектного метода обучения»
Выбор предмета для методической разработки Урок обществознания в 11 классе один из наиболее важных. По статистике, более 80% выпускникам он необходим для поступление в ВУЗ. В тоже время, на уроке обществознания у учащихся формируются ключевые компетенции, которые необходимы абитуриентов.
Пояснительная записка Программа А. И. Кравченкопредставляется наиболееструктурированной, вучебниках содержится болееглубокое и всестороннееизложение основ экономики,социологии, права икультурологи, они написанылегко и доступно длясовременных учащихся.
УМК по обществознанию А. И. Кравченко Отказ от моноидеологии.В центре внимания люди.Понятийная система сменилась образной.Главная цель автора – пробудить чувства и эмоции.Усиление доли фактологического материала.Информационная избыточность текста.Новые выразительные способы изложения.Многоуровневая система образов.Новый способ формулирования названий параграфов.Дополнительный текст – самостоятельный источник знаний.Развернутые пояснительные тексты (комментарии, справки, словари).Новая иллюстративная метасистема.Сквозная сеть вопросов и заданий.
Выбор раздела В 11 классе на уроках обществознания приизучении раздела «Культура и духовная жизнь»формируются более полные представления о такихпонятиях как «этика», «нравственность», «мораль»,«добро», «зло», «добродетель», «счастье»,«удовольствие», «гедонизм», «справедливость» и«равенство». Это важные философские понятия, с помощьюкоторых возможно сформировать внутренний мир ребенка. В процессе изучения раздела у учащихся формируютсяпредставления о моральном поведении, нравственных чувствах и категориях. Вопросы по материалом раздела вошли в спецификацию ЕГЭ 2010 года.
Материалы раздела являются достаточно сложными, поэтому изучать их возможно через организацию проблемно-проектной деятельности с использованием ИКТ и ресурсов сети Интернет, в рамках личностно-ориентированной системы обучения.
Основные цели и задачи раздела
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися. В 11 классе на первый план – вновь и на новом уровне – выступают, с одной стороны, проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение дальнейших образовательных планов, а с другой стороны – проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным и вузовским вступительным экзаменам. Последняя проблема оказывается настолько аффективно значимой, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевает все остальные. Поскольку в настоящее время процедура аттестации предполагается в форме ЕГЭ, который не только оценивает знания учащегося-выпускника, но является еще и своеобразной проверкой социальной и психологической готовности к постоянно меняющимся условиям современной реальности, имеет смысл при подготовке выпускников к ЕГЭ, обратить внимание на формирование их психологической устойчивости.
Ожидаемые результаты освоения раздела.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов и форм познавательной деятельности. Использование проблемно-проектного и исследовательских методов в рамках личностно - ориентированной системы обучения ведет к повышению уровняобразовательной мотивации учащихся и к более легкому усвоению учебного материала
Система знаний и система деятельности
Учебно-тематическое планирование раздела «Человек и духовная жизнь»
Разработка урока Тип урока: контроль и самопроверка знаний.Цель урока: повторение изученного материала по разделу «Человек и духовная жизнь»; подготовка к ЕГЭ на основе материалов раздела.Задачи:Образовательные:повторить основные обществоведческие и философские понятия раздела;повторить основной общий теоретический материал;Развивающие:сформировать навыки практического применения данных понятий;сформировать навыки решения заданий-задач, альтернативных заданий и заданий на основе оригинально текста;Воспитательные:воспитание у обучающихся активной жизненной позиции, коммуникативной и социальной компетентностей.
Ход урока. Оргмомент. Проверка домашнего задания.Работа на компьютерах с презентацией по разделу «Человек и духовная жизнь».Работа на компьютере по оформлению кластера по разделу «Человек и духовная жизнь».Работа на компьютере по решению практической задачи.Проверка группового альтернативного задания.Подведение итогов урока.
Планирование времени
Подготовка кластера Прочитать текст (по темам раздела «Человек и духовная жизнь») и выделить в нем большие и малые смысловые единицы.После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия.Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам.Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками.После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»
Пример кластера
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД, ПРОБЛЕМНО-ПРЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ РАБОТА НА УРОКЕ ПРОХОДИТ КАК В ГРУППЕ, ТАК И САМОСТОЯТЕЛЬНО
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ Самое главное, что на таком уроке ребята работают самостоятельно и их работа оптимизирована при помощи ИКТВСЕ МАТЕРИАЛЫ СОХРАНЯЮТСЯ НА КОМПЬЮТЕРЕ В ПАПКЕ «АДМИНИСТРАТОР» ПОД НОМЕРАМИ, ЧТО ОБЛЕГЧАЕТ ПРОВЕРКУ И ИСКЛЮЧАЕТ СУБЪЕКТИВИЗМ В ОЦЕНИВАНИИ
Компьютеры Игнорирование возможностей компьютерного обучения по всем предметам, кроме информатики.Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметамКомпьютер – это не только ТСО на уроке, но и интеллектуальный помощник учителя при подготовке к уроку!
Эффективность методики Показатели критериевпривлекательности предметов гуманитарного цикла учащихся 10х классов (2008-2009 года)Показатели критериев привлекательности учебных предметов гуманитарного цикла у учащихся 11х классов (2009-2010 года)