ПЛАН ЛЕКЦИИ: Характеристика человека как индивида, как личности – субъекта социальных отношений и сознательной деятельности; Общие характеристики индивида; Понятие о роли; Определение личности, характеристика; Понятие об индивидуальности и нравственно-духовной сущности человека
Требования к знаниям, умениям и навыкам Знания: Основных подходов к индивиду, личности, индивидуальности, характеристикам индивида. Умения: Анализировать ролевое поведение личности, ее нравственно-духовную сущность. Навыки - управления поведением потребителя на основе выявленных индивидуальных проявлений и поведенческих ролей.
Ключевые понятия к теме Индивид от лат. Individuum – неделимое – это единичное природное существо, представитель homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.);
Ключевые понятия к теме Индивид – это отдельный представитель человеческой общности; социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Ключевые понятия к теме Характеристики индивида: Целостность психофизической организации – указывает на системный характер связей между многообразными функциями, реализующими жизненные отношения индивида; Устойчивость во взаимодействии с окружающим миром – определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности,
Ключевые понятия к теме предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности; Активность индивида обеспечивает способность к самоизменению. Понятие роли – это социальная функция личности, способ поведения, соответствующий принятым в данном обществе (группе) нормам и зависящий от статуса (позиции) в обществе, в системе межличностных отношений
Ключевые понятия к теме Роль социальная – поведение, обусловленное местом индивида в системе социальных отношений; Роль межличностная – поведение, определяемое местом индивида в системе межличностных отношений; Роль активная – поведение, проявляющееся в конкретное время, в конкретном месте; Роль латентная – поведение, не проявляющееся в данный момент;
Ключевые понятия к теме Роль институализированная (официальная) – поведение, связанное с официальными требованиями организации, в которую субъект входит; Роль стихийная – поведение, связанное со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.
Ключевые понятия к теме Личность – это: человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи и формирующееся в совместной деятельности и общении.
Ключевые понятия к теме Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, проявление его неповторимости. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, специфике интересов, качеств, интеллекта, способностей, потребностей, ценностных ориентаций, жизненного стиля.
Учебный материал Человек как социальный субъект своей активностью приспосабливает социальные структуры к своим интересам, вступает с ними в отношения, делает им вызов; Силой своего разума человек создает материальный мир. Социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности, но и личностные ориентации и поведение человека обусловлены внутренним духовным миром человека, его нравственно-духовной сущностью
Вопросы для самопроверки Охарактеризуйте различия понятий: индивид, личность, индивидуальность; Раскройте общие характеристики индивида; Освятите понятие роли и ее разновидностей; Охарактеризуйте понятие личности как социального субъекта. Охарактеризуйте суть нравственно – духовной сущности человека
Рекомендуемая литература: Основная литература: Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб. пособие/ Н.А. Коноплева. – М.: Флинта : МПСИ, 2008. Гуревич П.С. Философская антропология. М.: Логос, 1997. Грядовой Д.И. Философия. Структурный курс основ философии: Учеб. Пособие. М.: Щит-М, 1999. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.; Иерусалим.: Университетская книга, 2000. – (Книга света).
Рекомендуемая литература: Дополнительная литература Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. Осницкий А.В. Вопросы человековедения (философско-психологический этюд). СПб.: Лик, 1993. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.