Тема №8: Организация контроля за деятельностью подчинённых на предприятиях сервиса и туризма
План лекции: Понятие, функции и концепция управления персоналом Особенности технологии управления персоналом на предприятиях индустрии сервиса и туризма Учет и контроль результатов труда работников
Управление человеческими ресурсами одно из важнейших направлений в деятельности организаций основной критерий экономического успеха формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал развиваются способности люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений
Персонал, или кадры (от лат. personalis) — основной штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции Структура персонала организации = её социальная структура: статистическая структура отражает распределение персонала в разрезе категорий и групп должностей аналитическая структура общая - отражает стаж работы, образование, профессию работников частная - отражает соотношение отдельных категорий работников
Управление персоналом — комплексное, целенаправленное воздействие на коллектив с целью обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, сознательного труда отдельных его работников, направленного на достижение целей предприятия.
Концепция управления персоналом — система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также механизма его реализации в конкретных условиях функционирования организации
Кадровая политика 1. генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач управления персоналом, которые приводят человеческие ресурсы в соответствие со стратегией компании (широкий смысл) 2. набор конкретных правил, положений и ограничений во взаимоотношениях людей и организации (узкий смысл)
Рыночные моменты, определяющие особенности управления персоналом в современной организации возросла цена ошибок в работе с персоналом усложнились задачи работы по управлению персоналом повысились требования к сотрудникам возросла самостоятельность компаний в работе с персоналом произошла коммерциализация работы с персоналом
Адаптация нового сотрудника – его приспособление к содержанию и условиям труда, социальной среде профессиональная – активное освоение профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, обусловленных техникой и технологией деятельности, способов принятия решений в стандартных ситуациях психофизиологическая – приспособление к условиям труда, режиму работы и отдыха социально-психологическая – адаптация к коллективу
Оценка персонала – установление соответствия деловых и личных качеств работника требованиям должности или рабочего места. Основные цели: административная - повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора (оценка работника проводится для принятия административных решений) информационная - возможность информировать сотрудников об относительном уровне их работы (служащий узнает сильные и слабые стороны своей трудовой деятельности) мотивационная - важное средство мотивации поведения людей (поощрение сильных работников)
Профессиональное развитие персонала – комплекс мероприятий, направленных на повышение качества знаний, умений сотрудников и их желания эффективно трудиться Необходимость профессионального развития персонала обусловлена совершенствованием технологий бизнеса изменением рыночных отношений и необходимостью в инновациях изменениями в системе личностных ценностей сотрудников предприятия
Показатели, характеризующие стоимость затрат предприятия на рабочую силу стоимость единицы труда на рабочую силу (Ст), руб. объем продукции, приходящийся на 1 руб. затрат на рабочую силу (ΔV1р) удельная затратоемкость продукции (УР)
Показатели, характеризующие использование кадрового потенциала объем реализации услуг, руб. среднегодовая численность персонала среднегодовая выработка фонд оплаты труда (ФОТ), руб. среднегодовая заработная плата одного работника (ЗП), руб. заработная плата на 1 руб. реализации продукции, коп.
Эффективность мероприятий по управлению персоналом заключается в экономии средств снижение потерь рабочего времени высвобождение работников экономия по фонду зарплаты 2. экономическом эффекте увеличение прибыли в результате роста объема выпуска рентабельной продукции снижение себестоимости путем сокращения удельных затрат на единицу производимой продукции
Контрольные вопросы Какова роль человеческих ресурсов в индустрии туризма? Что такое персонал организации? Какова его структура? В чем заключается концепция управления персоналом? Назовите основные подсистемы тактической системы управле­ния персоналом. Какие функции управления выполняет служба управления персоналом туристского предприятия? Раскройте содержание основных этапов проектирования кадровой политики. Опишите технологию определения потребности в персонале. Дайте характеристику основных методов планирования потребности в персонале. Определите преимущества и недостатки набора кадров внутри организации и за ее пределами. Какие источники информации используются при отборе кадров? Дайте характеристику методов оценки персонала. В чем суть экспертной оценки управленческих кадров? Охарактеризуйте личные и технические средства оценки персонала. Опишите этапы проведения аттестации. Какие виды карьеры существуют? Что понимается под ступенчатой карьерой? Назовите разновидности горизонтальной карьеры. Какие факторы вызывают движение персонала (текучесть кадров)? Какие виды адаптации вы знаете? Что понимается под профессиональным развитием персонала, какова его роль в деятельности фирмы? Что такое бизнес-тренинг? Какие бывают виды тренингов? Понятие и использование коучинга на туристских предприятиях. Какова специфика обучения кадров в гостиничном бизнесе?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для вузов. / Н. А. Зайцева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2005. - 240 с. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: Учебное пособие. – Москва, ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 368 с. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. – Минск, Новое знание, 2002 – 404 с. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Москва, Новое знание, 2005. – 336 с. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2007. – 512 с.: ил. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./Пер. с англ. - Москва, 2005. - 702 с.