Тема №1: Рыночная экономика и менеджмент
Рыночная экономика и менеджмент
Менеджмент – это Менеджмент – это управление хозяйственной деятельностью, т.е. социально-экономическими явлениями и процессами/системами Менеджер – это специально подготовленный профессиональный управляющий, который знает, что он принадлежит к особой профессии, а не только является специалистом в какой-либо области
Менеджмент – это Менеджмент – это наука и искусство побеждать умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей
Менеджмент - это целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу
Управление организацией в условиях рыночной экономики 1. расширяются права и ответственность организаций 2. необходима более гибкая их адаптация к изменениям в окружающей среде возникают новые цели и задачи создается много новых предприятий меняются формы собственности налаживаются новые хозяйственные связи формируются рыночные механизмы управления
Задачи менеджмента организации Задачи менеджмента организации методы управления - экономические ориентир организации - спрос и конъюнктура рынка ориентир производства - потребности рынка цель - оптимальные результаты + минимальные затраты виды товаров - спрос у покупателей + гарантия получения большой прибыли
В условиях рыночной экономики свобода предпринимательской деятельности позволяет менеджерам добиваться конкурентоспособности продукции/ услуг фирмы и эффективности ее деятельности путем использования передового опыта и современных методов и принципов управления
Функция управления — Функция управления — конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами Каждая функция имеет специфический характер, особое содержание и может осуществляться самостоятельно Функции управления делятся на общие и конкретные
Типы менеджмента по объекту управления
Общие функции менеджмента и связующие процессы
Планирование деятельности предприятия - систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия План - сложная социально-экономическая модель будущего состояния организации
Организационная функция менеджмента обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности предприятия нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей является средством достижения целей предприятия
Организационная деятельность является средством достижения целей предприятия (с политической точки зрения) ведет к повышению эффективности работы предприятия (с экономической точки зрения) придает смысл работе и распределяет ее по исполнителям (с точки зрения управления персоналом)
Принципы выполнения организационной функции определение и детализация целей фирмы определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей поручение задач сотрудникам и объединение их в рабочие группы/ подразделения координация различных видов деятельности обеспечение единства цели соблюдение нормы управляемости/ размаха контроля/ размаха менеджмента
Координация как функция менеджмента Сущность – обеспечение согласованности действий всех звеньев системы управления и совершенствование установленного режима работы Цель – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов устранение помех и отклонений от заданного режима работы Пути осуществления: проведение совещаний налаживание личных контактов между руководителями согласование рабочих планов и графиков, внесение в них корректив увязывание работы между исполнителями создание системы обратной связи
Мотивация как функция менеджмента процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей организации совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности стимулирование - побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов мотивирование - создание у работников внутреннего побуждения к труду
Менеджмент предприятия сферы сервиса и туризма ориентируется на 2 аспекта мотивация потребителей услуг мотивация трудовых отношений
Контроль как функция менеджмента процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности
Виды контроля
Предварительный контроль задача - реализация (а не создание!) правил, процедур и линий поведения осуществляется до фактического начала работ контролирует человеческие, материальные и финансовые ресурсы имеет 2 разновидности: диагностический контроль - включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке терапевтический контроль - позволяет выявить отклонения от нормативов и принять исправительные меры
Текущий контроль объект - сотрудники, субъект - начальник задача – оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений от намеченных планов и инструкций осуществляется непосредственно в ходе проведения работ основан на измерении фактических результатов работы, направленной для достижения поставленных целей дает возможность своевременно реагировать на изменяющиеся внутренние и внешние факторы
Заключительный контроль осуществляется после завершения работ цель — предотвратить ошибки в будущем функции: предоставление информации для планирования дальнейших действий обеспечение измерения результативности и определение необходимого вознаграждения сотрудников
Критерии-требования контроля эффективность выполнение задач определение границ своевременность гибкость простота соответствие виду деятельности
Этапы процесса контроля
Метод управления - совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей
Общие характеристики методов управления
Организационно-административные методы управления обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.) согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение)
Экономические методы управления - совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности
Основные формы экономических методов управления: планирование анализ хозяйственной деятельности хозрасчет ценообразование финансирование
Социально-психологические методы управления - совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них
Основные формы социально-психологических методов управления: планирование социального развития убеждение экономическое соревнование критика и самокритика производственные совещания ритуалы и обряды
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для вузов. / Н. А. Зайцева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2005. - 240 с. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: Учебное пособие. – Москва, ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 368 с. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. – Минск, Новое знание, 2002 – 404 с. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Москва, Новое знание, 2005. – 336 с. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2007. – 512 с.: ил. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./Пер. с англ. - Москва, 2005. - 702 с.
Контрольные вопросы по теме: Что представляет собой содержание понятия «менеджмент»? В чем отличие категорий «управление и менеджмент»? Дайте определение понятию «функция управления». Какая разница между общими и конкретными функциями управления? Дайте их краткую характеристику. Что такое контроль? Каковы его основные виды и этапы? Раскройте сущность методов управления фирмой. По какому признаку происходит деление методов управления на регламентирующие и стимулирующие? Перечислите их основные виды. Дайте характеристику организационно-административных методов управления. Какова роль экономических методов в деятельности руководителя? Охарактеризуйте социально-психологические методы управления. Дайте характеристику американского менеджмента. Что такое СЦХ? Их основные задачи. В чем состоит отличие управления в США от западноевропейского управления в целом? В чем специфика японского менеджмента? Каковы его основные черты?