Тема №11: Риск-менеджмент
Риск-менеджмент План: Сущность, основные элементы и виды риска. Основные причины предпринимательских рисков в сфере сервиса и туризма Управление рисками предприятий сферы сервиса и туризма
Риск - неопределенность в отношении возможных потерь на пути к цели Ситуация - сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности Рискованной ситуации или ситуации риска сопутствуют три условия: наличие неопределенности необходимость выбора альтернативы возможность оценить вероятность осуществления альтернатив
Деятельность предприятия сопряжена с риском, т.к. оно функционирует в среде, которая характеризуется сложностью и динамизмом Сложность определяется количеством факторов внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие, и тем, насколько эти факторы схожи между собой Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро оно меняется (остается в основном стабильным или является динамичным, изменчивым)
Вероятность наступления события может быть определена объективным или субъективным методом Объективные оценки опираются на исторические статистические данные о прошлых потерях гипотезы о тенденциях, состоянии и возможном развитии вероятности этого типа потерь сегодня и в будущем вычисление частоты, с которой происходит данное событие Субъективные оценки опираются на интуицию предпринимателя Метод экспертных оценок занимает промежуточное положение Два основных параметра оценок: вероятность потерь (чем она выше, тем больше риск) величина потерь (чем она больше, тем опаснее риск)
Риск — Риск — это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели
Страховой риск — Страховой риск — вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых осуществляется страхование Основные категории стандартно страхуемого риска: персональный риск имущественный риск риск ответственности риск несоответствия
Внутренние факторы предпринимательского риска: Внутренние факторы предпринимательского риска: стратегия фирмы принципы деятельности компании ресурсы и их использование качество и уровень использования маркетинга
Основные причины предпринимательского риска в сфере сервиса и туризма (5): 1. Невостребованность произведенных услуг Причины: квалификация обслуживающего персонала (работников) организация технологического процесса производства услуг организация продажи услуг организация рекламы производимых услуг управление предприятием маркетинговые исследования рынка услуг и др.
2. Неисполнение хозяйственных договоров (контрактов) 2. Неисполнение хозяйственных договоров (контрактов) 3. Усиление конкуренции Причины: утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников фирмы, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами несовершенство маркетинговой политики замедленное введение новаций недобросовестность конкурентов, использующих в конкурентной борьбе любые методы появление на рынке производителей аналогичных услуг появление новых предприятий-конкурентов
4. Возникновение непредвиденных затрат и снижение доходов 4. Возникновение непредвиденных затрат и снижение доходов Причины: ошибки в анализе и прогнозировании конъюнктуры на рынках поставщиков изменения политики ценообразования у поставщиков услуг уменьшение количества поставщиков + риск потери прибыли вследствие вынужденных перерывов в реализации услуг 5. Форс-мажорные риски
Риск-менеджмент (управление риском) — деятельность руководителей фирмы, направленная на экономически эффективную защиту компании от нежелательных сознательных или случайных обстоятельств, наносящих ей материальный ущерб. Управление рисками имеет свой логический аспект (принятие решений) и свою процедуру (последовательность действий)
Управление рисками – процесс выработки и осуществления решений, которые минимизируют широкий спектр влияния случайных или злонамеренных событий, в конечном счете, наносящих существенный материальный ущерб фирме
Объект управления в риск-менеджменте – рисковые вложения капитала экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска (связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т. д.) Субъект управления в риск-менеджменте – группа руководителей, которая посредством различных вариантов своего воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления
Принципы управления риском: нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал необходимо думать о последствиях риска нельзя рисковать многим ради малого
Приемы управления риском = средства разрешения рисков Избежание риска – отказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. Снижение степени риска – сокращение вероятности и объема потерь Принятие риска – оставление всего или части риска за предпринимателем, то есть на его ответственности, т.е. принимается решение о покрытии возможных потерь собственными средствами
Правила выбора приема управления риском и варианта решений: максимум выигрыша оптимальная вероятность результата оптимальная колеблемость результата оптимальное сочетание выигрыша и величины риска
Этапы процесса управления риском: Анализ риска сбор и обработка данных по аспектам риска качественный и количественный анализ риска 2. Меры по устранению и минимизации риска выбор и обоснование предельно допустимых уровней риска выбор методов снижения риска формирование вариантов рискового вложения капитала оценка их оптимальности на основе сопоставления ожидаемой отдачи и величины риска
Качественный анализ риска: выявление источников и причин риска определение этапов и работ, при выполнении которых возникает риск (установление потенциальных зон риска) установление всех возможных рисков выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения Результаты качественного анализа – важная исходная информация для осуществления количественного анализа
Количественный анализ — численное определение отдельных рисков и риска проекта (решения) в целом установление численных значений вероятности наступления рисковых событий и их последствий осуществление количественной оценка степени (уровня) риска определение допустимого в данной конкретной обстановке уровня риска Наиболее распространенные методы: статистический метод метод экспертных оценок
Статистический метод: составляется наиболее вероятный прогноз на будущее на основе изучения статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном производстве, величины и частотности получения того или иного экономического результата. Недостатки метода: наличие значительного массива данных, сбор которых может дорого обойтись
Экспертный метод: Экспертный метод: получение количественных оценок риска на основании обработки мнений опытных предпринимателей или специалистов. Особенно эффективен при решении сложных проблемных ситуаций. Недостатки метода: отсутствие гарантий достоверности полученных оценок трудности проведения опроса экспертов и обработки полученных данных
Меры Меры по устранению и минимизации риска: оценка приемлемости полученного уровня риска оценка возможности снижения риска или его увеличения выбор методов снижения (увеличения) рисков формирование вариантов снижения (увеличения) рисков оценка целесообразности и выбор вариантов снижения (увеличения) рисков
Методы предупреждения Методы предупреждения и снижения риска: страхование резервирование средств диверсификация
Страхование — соглашение, по которому страховщик (страховая компания) за определенное обусловленное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить страхователю убытки или их часть (страховую сумму), произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и/или случайностей (страховой случай), которым подвергается страхователь или застрахованное им имущество
Резервирование средств = самострахование: создание обособленных фондов возмещения убытков за счет части собственных оборотных средств создание резервных (страховых) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте
Диверсификация – процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.
Риск-менеджмент – целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Роль риск-менеджмента – получение наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска
Контрольные вопросы Дайте определение понятию «риск». Что является его основными элементами? Какие факторы определяют нормальную страхуемость риска? Какова разница между спекулятивным и чистым риском? Что такое предпринимательский риск? Каковы основные причины предпринимательских рисков в сфере сервиса и туризма? Какие внешние факторы влияют на уровень предпринимательского риска в сфере туризма? Что представляет собой риск-менеджмент? Какие бывают приемы управления риском на туристских предприятиях? На основании каких правил осуществляется выбор того или иного приема управления риском? Что включают в себя две основные группы процесса управления риском? В чем сущность основных методов снижения степени риска на предприятиях сферы сервиса и туризма?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для вузов. / Н. А. Зайцева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2005. - 240 с. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: Учебное пособие. – Москва, ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 368 с. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. – Минск, Новое знание, 2002 – 404 с. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Москва, Новое знание, 2005. – 336 с. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2007. – 512 с.: ил. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./Пер. с англ. - Москва, 2005. - 702 с. Гордин В.Э., Сущинская М.Д. Менеджмент в сфере услуг. СПб: Изд.дом «Бизнес-пресса», 2007. – 271 с.