Тема 2. В лекции дается понятие о человеке, рассматривается структурная характеристика подходов к пониманию сущности человека. Прослеживается взгляд на человека и его потребности в исторической ретроспективе
План лекции: Философы древнего мира и средневековья о человеческих потребностях (Гераклит, Демокрит, Ксенофонт, Аристотель, Платон, Сократ, Протагор, Эпикур, Аристипп, Сенека, Августин, Фома Аквинский. Философы Нового времени и мыслители Просвящения о природе и сущности потребностей (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Монтескье, Вольтер, Руссо, Гольбах)
План лекции: Буржуазная классическая политэкономия о потребностях и потреблении (А. Смит, Д. Рикардо); Немецкая классическая философия о проблеме человеческих потребностей (И. Кант, Гегель, Л. Фейербах); Русские мыслители о потребностях человека (М.В. Ломоносов, Н.Г. Чернышевский и др.)
Требования к знаниям, умениям и навыкам Знания: о человеке, его сущности и потребностях; об основных философских концепциях, обосновывающих сущность человека. Умения: анализировать, проводить сравнительный анализ подходов к пониманию человека и его потребностей в исторической ретроспективе; Навыки – умение использовать полученные знания при составлении структуры подхода к потребителю в сервисе .
Ключевые понятия к теме: Антропологизм – философская концепция, представители которой усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из нее можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Даосизм - одно из основных течений китайской философии, исходной идеей которого является учение о Дао – пути -
Ключевые понятия к теме: (Продолжение) - извечном, естественном и всеобщем законе спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. Отсюда вытекал принцип следования Дао, т.е. поведения, согласующегося в микрокосмосе с дао (природой) человека, а в макрокосмосе – с дао Вселенной.
Ключевые понятия к теме Механицизм – односторонний метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной. М. называют также соответствующее этому методу миропонимание и основанные на нем подходы к общенаучным и мировоззренческим проблемам. Для М. характерно отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого – к сумме его частей.
Ключевые понятия к теме Монизм – (от греч. – один, единственный) – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Противоположность монизму – дуализм, признающий два независимых начала и плюрализм, исходящий из множественности начал.
Ключевые понятия к теме Рационализм – (от фр. rationalisme, от лат. rationalis – разумный, ratio – разум)- философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р. противостоит иррационализму и сенсуализму (эмпиризму). Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) – обозначение идеалистических течений в философии, которые в противоположность Р.
Ключевые понятия к теме ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Сенсуализм (от фр. – sensualisme, от лат. – sensus – восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.
Ключевые понятия к теме Гедонизм – (от греч. – наслаждение) – этич. позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеч. поведения и сводящая к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его действия, что делает гедонизм разновидностью антропологического натурализма.
Ключевые понятия к теме Аскетизм – от греч. упражняющийся в чем – либо, а также отшельник, монах), ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п., присущие практике некоторых философских школ и религий. Целью А. может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям.
Ключевые понятия к теме Натурализм (от фр. – naturalisme, от лат. – naturalis – природный, естественный, natura – природа) в философии взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий «сверхестественное», универсальный принцип объяснения всего сущего. Он свойствен таким этическим направлениям как гедонизм, утилитаризм, этич. эволюционизм. Н. был одним из ведущих принципов европейской просв. мысли 17-18 вв., исходившей из концепции естественности человека, общества, морали, права.
Ключевые понятия к теме Позитивизм – (фр. – positivisme, от лат. – positivus – положительный), филос. направление, основанное на принципе, что подлинное, («положительное»)позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных спец. наук и их синтетич. объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Ключевые понятия к теме Прагматизм – (от греч. – дело, действие), субъективно-идеалистическое филос. учение. Согласно П., опыт никогда не дан человеку изначально как нечто определенное, но все объекты познания формируются нашими познават. Усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. П. рассматривает мышление лишь как средство приспособления организма к среде. Функция мысли же не в познании объективной реальности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия.
Учебный материал Древнеиндийская философия – Упанишады; Философия Древнего Китая – антропоцентризм философии Конфуция; Античная философия - (Сократ, Протагор, Платон, Демокрит, Ксенофонт, Аристотель, Гераклит, Аристипп, Эпикур, Л. Кар, Сенека.
Учебный материал Средние века – Августин, Фома Аквинский; Философия Нового времени – Фрэнсис. Бэкон, Томас Гоббс, Дж. Локк, Ренэ Декарт, Шарль Луи Монтескье, Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Жан Жак Руссо, Поль Луи Гольбах. Буржуазная политическая экономия – Адам Смит, Давид Рикардо. Немецкая классическая философия – Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Учебный материал Утопический социализм – Томас Мор, Томазо Кампанелла, Бабеф; Русская философия – В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.И. Тургенев, П.И. Пестель, Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев
Материал для восстановления знаний Для понимания сущности человека следует учитывать, что человек представлен: как организм, наделенный телом и психикой; как индивид (принадлежность к человеческому роду); как индивидуальность (отличие одного индивида от другого); как носитель поведенческих ролей (половых, гендерных, профессиональных и др.)
Материал для восстановления знаний (продолжение) как «Я – образ» (система представлений, самооценка, интересы, ценности, установки, притязания, стиль жизни); как личность (системное социальное качество индивида, его персонифицированный образ, отраженная в других людях субъектность)
Вопросы для самопроверки по теме: Системный подход к проблеме сущности человека Укажите в каком виде представлен каждый человек? Охарактеризуйте взгляды на человека и его потребности в древнеиндийской философии. Расскажите о воззрениях философов Древнего Китая на человека и его потребности. Охарактеризуйте взгляды на человека и его потребности в античной Греции. Осветите подходы к пониманию человека и его потребностей в Средние века. Раскройте подходы философской антропологии Нового времени к пониманию человека и его потребностей.
Вопросы для самопроверки по теме: Системный подход к проблеме сущности человека Охарактеризуйте взгляды буржуазной классической политической экономии на потребности человека. Расскажите о подходах немецкой классической философии к человеку и его потребностям. Дайте характеристику подходов к проблеме потребностейв теориях утопического социализма. В чем сущность антропологической концепции марксизма? Охарактеризуйте взгляды на человека и его потребности в истории русской философии.
Рекомендуемая литература: Основная литература: Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб. пособие/ Н.А. Коноплева. – М.: Флинта : МПСИ, 2008. Дополнительная литература Гуревич П.С. Философская антропология. М.: Логос, 1997. Грядовой Д.И. Философия. Структурный курс основ философии: Учеб. Пособие. М.: Щит-М, 1999. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.; Иерусалим.: Университетская книга, 2000. – (Книга света).