«Портфолио»: технология, форма, образовательное пространство в начальной школеили «портфолизация» всей страны?
А. А. Фурсенко «Я горячий сторонник ухода от случайностей в оценке знаний. И как раз портфолио позволяет оценивать человека в процессе. Другое дело, что это не так просто организовать. Но, я сторонник системы портфолио и думаю, что постепенно – сначала, может быть, через экспериментальные какие – то вещи, а затем и шире – мы к этому придём ».
Внедрение в практику технологии ПОРТФОЛИО способствует: Формирование высокого уровня социальной компетентности;Формирование умения работать с информацией;Повышение учебной мотивации;Сохранение психоэмоционального комфорта учащихся;Повышение активности участников образовательного процесса в оценке образовательных достижений учащихся.
ПОРТФОЛИО Является современной эффективной формой оценивания;Помогает решать важные педагогические задачи:Поддерживать высокую учебную мотивацию;Поощрять активность и самостоятельность учащихся, расширять возможности обучения и самообучения;Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;Формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
«Портфолио» как понятие во-первых, так называют папку или портфель для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков;во-вторых, это слово употребляют для обозначения сферы полномочий и обязанностей высокопоставленного должностного лица;в-третьих, это перечень поручительств и рекомендаций относительно конкретного человека в подтверждение присущих ему достоинств.
Что для нас «портфолио»? Учебный «Портфолио» в начальной школе для нас – «инструмент» и специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времениТри цели:1) Оценочная составляющая «портфолио» - показать все, на что у способен ученик;2) «Инструментальная» составляющая «портфолио» - создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных, практических задач;3) Рефлексивная составляющая «портфолио»-создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся
Итак, общая цель «выращивание» опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.
От дневника нашего класса (1-2 классы) к дневнику моего роста(3-5 классы)?! Задачи создания дневника:содержательное группирование материалов дневника; восстановление пути (маршрута) движения в учебном материале года через создание «рефлексивной карты» класса, написание рефлексивных сочинений; определение своих достижений в отдельных учебных дисциплинах относительно персонального «старта» и нанесение их на свою «рефлексивную карту» ; систематизация по выработанным основаниям материалов в каждой из выделенных групп, оформление этих материалов в отдельных файлах; подготовка персональных материалов
Дневник нашего класса и дневник моего роста могут иметь разделы: я и мой класс (рассказы о себе, семье, классе, фотографии, правила класса, о событиях и достижениях класса);наш путь и открытия в стране знаний (здесь размещаются детские открытия, «рефлексивные карты», рефлексивные сочинения );инструменты и полигон их испытаний (в этой папке размещаются, во-первых, все средства и способы действия (инструменты), которые «изобрели» первоклассники в учебном году, во-вторых, проверочные работы, в которых «испытывался» данный инструмент с указанием результатов «испытаний»);мои достижения в этом учебном году (в этот файл попадает материал из других разделов, но только тот, который решит САМ ученик. Здесь размещаются детские творческие работы, персональные открытия, лучшие письменные работы, возможно различные награды дипломы, грамоты и т.п.)Взрослые обо мне (в этом разделе размещаются разные качественные оценки педагогов (не только школы), родителей и т.п. о данном ребенке).
Итак, в начальной школе - «Портфолио» как образовательное пространство должно прежде всего носить обучающий характер, быть не «формой», а «инструментом» с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.
Выводы: «портфолио» будет иметь эффект только в том случае, если претерпят изменения и все остальные составляющие образовательного процесса в школе: и содержание (ориентированное на деятельность);и способы организации учебного процесса (переход от классно-урочной системы к другим формам образования);и система контрольно-оценочной деятельности, ориентированной на безотметочную систему оценивания.
Структура «портфолио» Вариант структуры «портфолио»: титульный лист, автобиография, итоговая диагностика уровней учебных достижений, итоговый балльный уровень учебных достижений, проектная деятельность, творческие и иные достижения, перечень наиболее значимых проектов, исследовательских и творческих работ, эссе, резюме учащегося и родителя, образовательный рейтинг.
Эффективное внедрения проекта «Портфолио» способствует: формированию у большинства учащихся высокого уровня социальной компетентности; формированию умения работать с информацией; повышению учебной мотивации; сохранению психоэмоционального комфорта учащихся; повышению активности участников образовательного процесса в оценке образовательных достижений учащихся.
Итоговая презентация своих достижений на уровне класса разрабатывается сценарий, оформляется кабинет, идет подготовка каждого фрагмента будущей презентации. главное условие – каждый учащийся должен продемонстрировать свои личные достижения в том, в чем он чувствует себя уверенно, исходя из общего сценария мероприятия.
Публичное представление личных достижений учащихся и класса презентация "Портфеля" ученика презентация достижений всего класса
По данному мероприятию можно судить о сформированности коллективного субъекта учебной деятельности, о классе как особой учебно-социальной общности. Создание «Портфолио» как одна из форм проведения рефлексивной фазы учебного года позволяют администрации школы и родителям объективно оценить как личные достижения каждого ребенка, так и его место и роль в классном сообществе
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!