Портфолио З декабря2005 г.Санкт-Петербург
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Что такое «портфолио»? Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио – это «коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
Что такое аутентичное оценивание ? Форма оценки личностных достижений и образовательных результатов равнозначно термину «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся».
АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕЦЕЛЬОказание помощи обучающемуся в развитии его способности анализировать собственную деятельностьФОРМАПОРТФОЛИОСРЕДСТВАПродукты образовательной деятельности обучающегося, представленные в разных формах.МЕХАНИЗМРефлексия собственной образовательной деятельности, образовательных результатов и личностных достиженийРЕЗУЛЬТАТКомпетентность в сфере саморегуляции, самоорганизации.Адекватная самооценка.
Что дает портфолио? Смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данной образовательной программеИнтеграцию количественной и качественной оценок Смещение акцентов с оценки на самооценку
Виды портфолио Портфолио документацииПортфолио процессаПортфолио показательное (презентационное)Портфолио рабочее (работ)Портфолио оценочноеПортфолио тематическое, проблемное
Три обязательных элемента портфолио Сопроводительное письмо владельца портфолио с описание цели, предназначения и краткого описания документаСодержание или оглавлениеСамоанализ и взгляд в будущее
Портфолио по образовательной программе Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.Творчество: модели, макеты, творческие работы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
Портфолио по образовательной программе Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проводилась, ее продолжительность.Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый результат.
Портфолио по образовательной программе Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося.Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.Дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки. Например, лист наблюдений (за какими-то процессами), метакогнитивная деятельность (рефлексия общих закономерностей своего обучения), самооценка.Другое.
Портфолио трудоустройства резюме тексты заключений /заключение о качестве выполненной работы, например, в студенческом научном обществе/краткие характеристики или аннотации на выполненные проекты, практики, исследованияотзывы /например, отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции студентов, старшеклассников и т.д./
Портфолио трудоустройства рецензии /например, рецензия на статью, опубликованную в СМИ и т.д., рецензия на курсовую работу, на магистерскую диссертацию и т.д./эссе рекомендательные письма /рекомендательные письма о прохождении практик различного вида, о работе /справки или сертификаты о курсах, тренингах и т.д.прочее.
I этап – запуск портфолио Запуск портфолио состоит в совместном обсуждении вопросов организации портфолио, а именно:Каковы цели использования портфолио?Из каких компонентов будет состоять портфолио?Какие специфические моменты должны быть отражены в портфолио?Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио?Как будет выглядеть портфолио?Как будет происходить обсуждение портфолио?
Из каких компонентов может состоять портфолио? Нужно ли включать все изучаемые обучающимся темы?Нужно ли включать в портфолио только работы, имеющие законченный вид?Нужно ли для портфолио выбирать только лучшие работы?Нужно ли включать в портфолио все работы (и удачные и — не очень)?Должны ли обучающиеся вместе с педагогами вместе определять состав портфолио?Должны ли педагоги сами определять состав портфолио?Должны ли в портфолио содержаться комментарии педагогов?Могут ли учащиеся друг другу давать советы относительно содержания и структуры портфолио?
Содержание портфолио Результаты групповой работы (черновики, схемы).Дневник обучения.Процесс решения учебных задач.«Рефлексивные журналы».Проекты.Письменные работы.
Содержание портфолио Краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ.Аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов, песен учащихся.«График-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и пр.).Вопросы, возникающие у ученика в процессе работы.
Содержание портфолио Заполненные учащимися анкеты (об отношении к какой-либо теме, об их мнениях и т.д.) Отчеты об интервьюировании других студентов.Лист наблюдений (за какими-то процессами). Метакогнитивная деятельность (рефлексия общих закономерностей своего обучения).Самооценка.
Содержание портфолио Письмо педагогу (члену своей семьи, директору предприятия и т.д.), связанное с содержанием портфолио.Описание лабораторных экспериментов.Образцы изобразительного творчества.Видеофрагменты.Грамоты, гранты, знаки отличий и т.п.
Содержание портфолио Постановка и обоснование целей будущего обучения.Тема по выбору.Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудиофрагментов и т.д.Схемы индивидуальных и групповых проектов.Записи в «бортовом журнале».Компьютерные программы.
Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? Работа учащихся оценивается в русле курса, поэтому окончательный вариант портфолио не оценивается.Портфолио оценивается целиком на основании критериев, сформулированных педагогом и учащимися.Каждая составная часть портфолио оценивается отдельно, на основании некоторых критериев, сформулированных заранее.
Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? Портфолио не оценивается, а учащийся выбирает отдельные части, чтобы продемонстрировать свою работу в течение года.Некоторые части портфолио объединяются и учащийся их предъявляет педагогам, обучающим его в следующем учебном году (четверти).Портфолио, заверенный администрацией, используется учащимся во время собеседования по поводу поступления в учебное заведение.
Критерии оценивания письменных работ каждый из письменных компонентов оценивается по четырех балльной шкале (от 1 до 4) по следующим критериям:наличие собственной позиции (точки зрения);установление внутренних взаимосвязей;степень обоснованности материала; доказательности выводов и заключений;способ подачи материала (язык, стиль и др.);соответствие правилам оформления работы. Т.Г.Новикова, М.А.Пинская, А.С.Прутченков, Е.Е.Федотова. Портфолио в профильном обучении (Анализ зарубежного опыта). //Профильная школа, 2005, № 5, с. 46-48.
Трансфертный лист оценки портфолио № 1
Трансфертный лист оценки портфолио № 2
ПСВ
ДВП
МУВ