Дифференцированное обучение
- это форма организации учебного процесса, при которой учитель работая с группой учащихся, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа);
- это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении):- это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. - Это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Цель дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, - адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
По характерным индивидуально - психологическим особенностям детей составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы)- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды)- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту)- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха)- по уровню умственного развития (уровню достижений)- по области интересов (гуманитарные, исторические, математические …)
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход.Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств
Этапы внутриклассной дифференциации : 1.Определение критериев на основе которых осуществляется дифференциация на группы.2.Проведение диагностики.3.Распределение детей по группам с учётом диагностики.4.Выбор способов дифференциации , разработка разноуровневых заданий.5. Реализация данного подхода на всех этапах урока.6. Диагностический контроль , в соответствии с которым может измениться состав группы.
Дифференцированные задания это система упражнений , выполнение которых поможет глубоко и осознанно усвоить правило и выработать необходимый навык на его основе.Дифференцированные задания могут быть записаны на : доске, таблице, карточках, слайдах.