Публичный Докладобразовательного учреждения:примерная структураи требования © Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, 2007
Учтите замечание Лоренса:"Нынешний школьный аттестат удостоверяет только, что его обладателю хватило способности выдержать столько-то лет школьного обучения". Из новых Законов Мерфи, адаптированных к сфере образования
Основные разделы доклада:1. Общая характеристика общеобразовательного учреждения (включая особенности района его нахождения, в том числе особенности экономические, климатические, социальные, транспортные и др.). 2. Состав обучающихся (основные количественные данные, в том числе по возрастам и классам обучения; обобщенные данные по месту жительства, социальным особенностям семей обучающихся).
Основные разделы доклада:3. Структура управления общеобразовательного учреждения, его органов самоуправления. 4. Условия осуществления образовательного процесса, в т.ч. материально-техническая база, кадры.5. Учебный план общеобразовательного учреждения. Режим обучения.
Основные разделы доклада:6. Кадровое обеспечение образовательного процесса.7. Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения (основные данные по получаемому бюджетному финансированию, привлеченным внебюджетным средствам, основным направлениямих расходования).
Основные разделы доклада:8. Результаты образовательной деятельности, включающие в себя результаты внешней оценки (основные учебные результаты обучающихся и выпускников последнего года, в том числе на ЕГЭ, внешней аттестации выпускников основной школы, в процессах регионального и/или аттестационного образовательного тестирования, на олимпиадах, ученических конкурсах, спортивных соревнованиях, мероприятиях сфере искусства, технического творчества и др.).
Основные разделы доклада:9. Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья. 10. Организация питания.11. Обеспечение безопасности.
Основные разделы доклада:12. Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательным учреждением (в том числе на платной договорной основе), условия и порядок их предоставления.13. Социальная активность и социальное партнерство учреждения (сотрудничество с вузами, учреждениями среднего профобразования, предприятиями, некоммерческими организациями и общественными объединениями; социально значимые мероприятия и программы образовательного учреждения и др.). Публикации в СМИ об образовательном учреждении.
Основные разделы доклада:14. Основные сохраняющиеся проблемы общеобразовательного учреждения (в том числе, не решенные в отчетном году).15. Основные направления ближайшего развития (на год, следующий за отчетным).
Основные требования к докладу:1. Структура документа должна быть четкой и отражать логику доклада. Структура доклада должна быть представлена в содержании и включать разделы и подразделы. Не следует отказываться от деления на подразделы из-за их небольшого объема. Подробное деление помогает читателю лучше ориентироваться в докладе и отделяет один сюжет от другого.
Основные требования к докладу:2. Структура публичных докладов различных образовательных учреждений может отличаться друг от друга. Отличия в структуре Докладов определяются, прежде всего, особенностями основного адресата (целевой группы). Например, содержание Доклада адресованного преимущественно родителям будет отличаться от Доклада, ориентированного, прежде всего, на социальных партнеров или спонсоров.
Основные требования к докладу:3. На содержание Доклада будут влиять характеристики родительской и местной общественности (уровень образования, уровень обеспеченности, отношение к образовательному учреждению и др.). Для определения структуры будущего Доклада можно провести изучение информационного запроса основных потребителей.
Основные требования к докладу:4. Другим важным фактором, определяющим содержание доклада, является подход авторов к позиционированию своего учреждения в системе образования, на рынке образовательных услуг и задачи, которые авторы предполагаютрешить с помощью доклада.
Основные требования к докладу:5. Если Доклад публикуется учреждением впервые, то его содержание может отличаться по структуре от всех последующих. Так, например, подробная характеристика внешних условий функционирования учреждения или информация об основных целях и задач развития школы,будет важна при первичной публикации, но в дальнейшем её можно исключить.
Основные требования к докладу:6. Доклад должен иметь раздел, в котором представлены планы развития образовательного учреждения на следующий учебный год и ближайшую перспективу. Тем самым общественность будет информирована, какие шаги планирует предпринять учреждение для поддержки позитивных процессов и решения возникших проблем. Выполнение этих планов – предмет для обсуждения в следующем Публичном докладе.
Основные требования к докладу:7. Язык доклада должен понятным читателю. Необходимо избегать специальной терминологии. Если же термин по необходимости используется, то необходимо давать соответствующие разъяснения. В ряде изданий принято давать в приложении глоссарий, но представляется, что в подобном публичном докладе достаточно пояснений в сносках. Аналогично - с употреблением аббревиатур, которые часто понятны и привычны для авторов – работников системы образования, но представляют собой загадку для большинства читателей.
Основные требования к докладу:8. Часто при подготовке докладов используют фрагменты из подготовленных ранее текстов и справок. В этом случае необходимо отредактировать текст, чтобы обеспечить единство стиля и языка.9. Если в Докладе не приведена полная аргументация со ссылкой на соответствующий источник, оборотов типа: «Известно, что…», «Принято считать, что…» и т.п. лучше избегать.
Основные требования к докладу:10. Для обеспечения доступности представляемых выводов для читателя Доклада необходимо максимально использовать средства наглядности: графики, диаграммы, схемы, рисунки. Иллюстрации в виде графиков и диаграмм позволяет:- визуализировать представленные данные;- наглядно представить тенденцииразвития системы, - иллюстрировать выводы авторов доклада.
Основные требования к докладу:11. По возможности в тексте надо избегать перечислений большого объема цифровых данных. На основе таким образом представленной информации читателю трудно сделать необходимые выводы. В принципе для большинства читателей важны не значения показателей сами по себе, а те тенденции,которые отражает их динамика, или сопоставление со значениямипо сопоставимым образовательнымсистемам, и т.п.
Основные требования к докладу:12. Лучшим вариантом является перевод числовых данных в графическую форму или замена соответствующего фрагмента аналитическим текстом с комментариями с отсылкой к таблице в тексте (если она небольшая) или в приложении (если таблица объемная).13. В целом стоит ограничить использование в тексте таблиц. Опыт подготовки Публичных докладов показывает, что сами авторы-разработчики Доклада, ориентируясь на табличную форму представления информации, могут неверно интерпретировать количественные данные и сделать ошибочные выводы.
Основные требования к докладу:14. Массивы количественных данных в таблицах могут, в большинстве случаев, успешно заменены графиками. Часть необходимых таблиц рекомендуется помещать в приложении. Наглядность позволяет сделать текст Доклада более понятным и доступным. Кроме того, наличие ярких цветных рисунков, схем, графиков, схем привлекаетвнимание к данному изданию, побуждает к более основательному знакомству.
Основные требования к докладу:15. При подготовке публикации обязательно надо привлекать редактора, корректора, художника.Основная дизайнерская работа по оформлению Доклада осуществляется, как правило, на стадии подготовки его к изданию. На этом же этапе осуществляется редактирование текста. Те, кто много пишет, прекрасно знают, что очень сложно увидеть в собственном тексте неудачные фразы. Для этого необходим "взгляд со стороны".
Основные требования к докладу:16. Публичный доклад содержит данные о конкретном юридическом лице, которые, в соответствии с действующим законодательством, не могут быть опубликованы без согласия руководителя данной организации. Если подпись руководителя не стоит под докладом или он не является одним из авторов, что должно быть отражено в выходных данных издания,то необходимо получить его официальное согласие на публикацию данных.
Подумайте над Законом Фроста, который гласит:"Пытливый детский ум начинает работать, едва ребенок проснется, и работает до тех пор, пока не начинается первый урок в школе". Из новых Законов Мерфи, адаптированных к сфере образования
Что может и должен сделать Управляющий совет и директор школы, чтобы ребенок ХОТЕЛ учиться именно в их школе, и не только в первом классе?
Прутченков А.С.профессор, доктор педагогических наук,кафедра развития образовательных системАПК и ППРО МО РФ; [email protected]Новикова Т.Г.доцент, доктор педагогических наук, зав.кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО МО РФ[email protected]