Универсальные учебные действияПримерная программа формирования УУД. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» А.Г. Асмолов.
План Понятие «универсальные учебные действия»Функции универсальных учебных действийУниверсальный характер учебных действий Виды универсальных учебных действийГражданская идентичностьУУД в программном содержанииОсновные выводы
Универсальные учебные действияПонятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действияПонятие «универсальные учебные действия»: Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:- познавательные и учебные мотивы;- учебная цель;- учебная задача;- учебные действия и операции;
Функции универсальных учебных действий: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;- создание условий для гармоничного развития личности и ее готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области;
Универсальный характер учебных действий Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания. Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
Виды универсальных учебных действий: В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:1)личностный;2)регулятивный;3)познавательный;4)коммуникативный;
Личностные действия Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;- смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
Гражданская идентичность Гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Достижение гражданской идентичности - важная задача развития юношеского возраста. Вместе с тем о предпосылках или основах становления гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.В младшем школьном возрасте в связи с систематическим изучением школьных предметов, в первую очередь таких, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности.
Структура гражданской идентичности Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:- когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);- ценностно – смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);- эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);- деятельностный (поведенческий – гражданская активность).
Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования У выпускника будут сформированы:внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;широкая мотивационная основа учебной деятельности;основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России;развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;установка на здоровый образ жизни;чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им;
Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования Выпускники получат возможность для формирования:положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивиции;установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
Регулятивные действия Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:- целеполагание – постановка учебной задачи; - планирование – составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели; - контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения реального ожидаемого результата; - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; -саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;
Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования Выпускник научится:принимать и сохранять учебную задачу;учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;осуществлять пошаговый контроль;адекватно воспринимать оценку учителя;
Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования Выпускник получит возможность научиться:проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия и т.д.
Познавательные универсальные действия Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.Общеучебные универсальные действия:- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;- структурирование знаний;- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Познавательные универсальные действия смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Познавательные универсальные действия Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково – символические действия:- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графические или знаково – символические)- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
Логические универсальные действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);- синтез – составление целого из частей;- выбор оснований для сравнения, классификации объектов;- установление причинно – следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.Постановка и решение проблемы:- формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования Выпускник научится:Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы;Использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;Основам смыслового чтения и выделению существенной информации;
Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования Осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;Устанавливать причинно-следственные связи;Выпускник получит возможность научиться:Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связейосуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.К коммуникативным действиям относятся:- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Коммуникативные действия - разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;- управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии нормами родного языка;
Коммуникативные действия Содержание и формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества являются ключевым фактором, определяющим мотивационный профиль учащихся. Адекватной системой мотивов для начальной школы следует признать сочетание познавательных, учебных, социальных мотивов и мотивации достижения.
Планируемые результаты по формированию коммуникативных УУД на ступени начального общего образования Выпускник научится:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т. ч. и не совпадающих с его собственной, и учитывать их в работе;формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению;строить понятные высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера.
Планируемые результаты по формированию коммуникативных УУД на ступени начального общего образования Выпускник получит возможность научиться:учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при сотрудничестве;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и.т.
Условия развития познавательных мотивов Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий: - создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учащихся к учебе;- формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения; обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач; оценивание знаний учащегося с учетом его основных достижений;- организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества
УУД в программном содержании Реализация программы по формированию УУД побудила разработчиков ввести в тематическое планирование, сопровождающее программу каждого предмета, специальную структурную единицу - характеристику деятельности учащихся, в которой раскрывается деятельностный компонент содержания начального образования. Нужно иметь в виду, что в данном случае деятельность характеризуется не столько как методическая особенность обучения, а как обязательное содержание образования младшего школьника: этому учитель должен учить, он должен так строить процесс обучения! В этом новизна, современность и психологическая обоснованность примерных программначального общего образования.
УУД в программном содержании Впервые наряду со знаниевым компонентом (основные содержательные линии и дидактические единицы) в программном содержании представлена номенклатура общеучебных умений, навыков испособов деятельности, а также основных видов деятельности, которыми занимается младший школьник.
УУД в программном содержании Например, программа русского языка нацеливает обучение на формирование таких интеллектуальных умений, как: обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия и др. В процессе обучения русскому язык формируются также умения, связанные с информационнойкультурой (читать, писать, работать с книгой, пользоваться словарями и др.)
УУД в программном содержании При изучении математики учащимся начальной школы предоставляется возможность (для учителя это обязательное требование)заниматься такими видами деятельности, как: моделирование, прогнозирование, накопление опыта решения разнообразных математических задач и его самостоятельное использование в учебных ситуациях. Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки…Характеризовать основные требования к изделию…Моделировать несложные изделия с разными конструкторскими особенностями…(Технология)
Примеры из программного материала - Моделировать звуковой состав слова… Группировать слова по типу орфограммы…Оценивать уместность употребления…Трансформировать текст…Обосновывать целесообразность выбора языковых средств…(Русский язык)- Характеризовать текст… Конструировать монологическое высказывание… Сравнивать художественный и научно – популярный тексты… (Литературное чтение)
Примеры из программного материала - Сравнивать разные способы вычислений…Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие…Прогнозировать результат вычисления…Объяснять (обосновывать ) ход решения задачи…(математика)Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года…Группировать (классифицировать) объекты живой природы по отличительным признакам… Сравнивать и различать деревья и кустарники, травы…Характеризовать природные сообщества (Окружающий мир)
Основные выводы Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений.
Основные выводы Представленное таким образом содержание образования в начальной школе позволяет получить в виде его конкретного результата развитые универсальные учебные действия, формированию которых на начальном этапе систематического обучения до сих пор не уделялось должного внимания.