Творческая проектная деятельность в школе Из опыта работы
Что такое проект? ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – это самостоятельнаятворческая работа,выполненная под руководством учителя
Основная задача учителя Чтобы понимать, чему учить детей, используя проектный метод, учитель должен хорошо разбираться в этом сам. Какой бы самостоятельной ни была работа учащегося над проектом, основная тяжесть все равно лежит на учителе. Часто именно учитель в одном лице представляет собой заказчика проектного продукта и руководителя работы по его созданию, вдохновителя будущих свершений и помощника в трудных ситуациях, благодарного зрителя-слушателя и осторожного критика. Кроме того, учитель должен в ходе работы над проектом еще и решать задачи обучения и воспитания.
Задачи проекта проект характеризуется наличием:исходной проблемы; заранее определенной цели; плана предстоящей работы.По завершении работы над проектом должно быть сделано следующее:решена исходная проблема (предложен способ ее решения);создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы проекта);представлен письменный отчет о ходе работы;проведена публичная защита проекта.
Чем полезен проект - работа над проектом позволяет выстроить особые отношения с учителем – отношения сотрудничества и равноправия. Инициатива деятельности исходит от учащегося: он является автором замысла и исполнителем своего проекта от начала и до конца. Учитель лишь дает советы, предоставляет информацию, подсказывает направления работы, причем ученик может и не соглашаться с ним – отстаивание собственной позиции, своей точки зрения всемерно поощряется.
Ценность проекта: проект дает возможность задумать и поставить оригинальный опыт, провести социологический опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотится творческий замысел автора: например, написать новое учебное пособие, подготовить «шпаргалку» по трудной теме, снять видеофильм, сделать макет, которым будут пользоваться ученики и учителя школы, может быть, через много лет после того, как автор проекта окончит ее.
1 этап: задачи и задания ставится проблема осознания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека (зачем и почему надо выполнить проект, каково его значение в жизни общества);ставится цель – получение полезного проекта, который может носить как социальный, так и личностный характер;планируется технология изготовления, ( подбор инструментов и оборудования); определяется последовательность действий (выбор оптимальной технологии изготовления изделий);результатами деятельности является приобретение новых знаний, умений, производится самоконтроль и самооценка.
2 этап: рабочий Подбор материаловРабота с учителемФормулировка темы и выбор продукта проектной деятельности
3 этап: результат и защита
Структура проекта
Типы учебных проектов и ведущая деятельность учащихся
Продукты проектной деятельности: - Web-сайт-Анализ данных социологического опроса-Бизнес-план-Видеофильм-Выставка-Журнал-Карта-Макет-Модель-Мультимедийный проект-Оформление кабинета-Праздник-Серия иллюстраций-Статья-Сценарий-Учебное пособие
Варианты тем Английский и американский английский: один или два языка?Будущее биотехнологии.Генетика и проблемы здоровья человека.Тема дуэли в мировой литературе.Измерение веса тела, движущегося с ускорением (на примере реальных ситуаций).К истокам русской литературной классики.Классицизм и сентиментализм как литературные направления: феномен возникновения, развития и упадка.Личные коллекции учащихся.Международный туризм: pro et contra.Мотив змееборчества в европейском фольклоре и его историческая основа.Наш дом. Наш двор. Проект реконструкции.Общешкольный журнал.Петербург и Москва – два мира внутри России.Планирование городского парка.
Почему в литературе такое разнообразие жанров?Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».Развитие понятия числа (уравнения, функции) в школьном курсе математики.Рынок и рыночные факторы.Семейные отношения древних греков в древнегреческой мифологии.Создание историко-математической энциклопедии для 5-8 классовСтраны, годы, одежда, мода.Тайна философского камня (история алхимии).Удивительная страна – математика.Условия жизни и работы человека в космосе, под землёй, под водой. Опыт исследования проблемы.Утилизация промышленных объектов.Художественные коллекции Московского музея личных коллекций.Школа принимает гостей.Экологическая проблема современности.Юмор в детском языке.Я и иностранный язык в моей жизни.Я имею право.
Проекты 10 класса МОУ «Каменногорская СОШ» Социологический опрос по экологииИгра по русскому языку в начальной школеМатериалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Программа решения задач по алгебреФизические явления и решение задачБиология. Интерактивные уроки.МХК. Путешествия по странамРусский язык. История возникновения библиотек.
Игра «Части речи» в 3 классе
Экологический проект
Защита рефератов