Технология подготовки и проведения классного часа
«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками».В. П. Сазонов
«Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру».Н.Е. Щуркова, Н.С. Финданиевич
«Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя».Л. И. Маленкова
Классный час - это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.
Педагогические задачи, решаемые благодаря классному часу Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
Педагогические задачи, решаемые благодаря классному часу Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
Педагогические задачи, решаемые благодаря классному часу Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.
Технологические аспекты организации классного часа: составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
Технологические аспекты организации классного часа: выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
Технологические аспекты организации классного часа: составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;проведение классного часа;анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Организационные рекомендации Классный час может проводиться в форме: Классного собрания, Часа общения Воспитательного часа (час классного руководителя), Экскурсии или тематической лекции.Деловой игры
Организационные рекомендации Время распределяется и планируется классным руководителем и обучающимися. Возможно экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по тем или иным причинам.
Организационные рекомендации Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, помнить об их нравственных представлениях, интересах и т.д.
Советы по организации классного часа Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
Советы по организации классного часа В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.
Советы по организации классного часа Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.
Требования к классному часу Стабильность, для каждого часа день и время определено. Не рекомендуется классный час проводить в субботу, лучше в первой половине недели.
Требования к классному часу Классный руководитель должен иметь план проведения классного часа:тематика классного часа, дата, цель воспитательная, последовательность проведения, наглядность, заключительное слово учителя, выводы по классному часу, удалось ли реализовать воспитательные цели.
Формы классных часов Разговорные: диспуты, обсуждения, беседы, лекции, конференции, устный журнал.Зрелищно-разговорные: экскурсии.Праздничные - к знаменательным датам. Можно соединять параллели, вечера, дискотеки (объединенные классные часы). Игровые классные часы.
Схема анализа классного часа. Дата посещения, цепь посещения, тема классного часа, форма проведения . классного часа и цель поставленная учителем.Как решались воспитательные задачи в ходе классного часа:а) организация работы с учащимися - индивидуальная, групповая или фронтальная работа;б) активность и инициативность ребят;в) распределение поручений при подготовке к классному часу;г) взаимоотношения учитель - ученики (тон, манера обращения);
Схема анализа классного часа. д) дисциплина;е) внешность учащихся, помещение;ж) продолжительность классного часа (от 30 до 45 мин., экскурсия - 1 час 20 мин.); з) направленность классного часа (каждое мероприятие - должно соответствовать задачам школы на данный период);и) связь с жизнью, наглядность.
Схема анализа классного часа. Результат классного часа. Что дало?Оценка качества проведения.Выдвижение новых задач для дальнейшей работы. Воспитание нравственных чувств.Выводы и предложения заместителя директора по воспитательной работе.