Концепция федеральных государственных общеобразовательных стандартов общего образованияСтандарты второго поколенияГапоненко И.Ф., учитель первой категории, МОУ ООШ № 3 г. полярные зори
Концепция федеральных государственных общеобразовательных стандартов общего образования Проект:«Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения»Авторы:А.М. КондаковА.А. Кузнецов
Федеральный государственный образовательный стандарт – конституционная норма (правовой акт РФ) Ст.43, Конституции РФСт. 13, Международного пакта об экономический, социальных и культурных правах человека.Декларация прав ребенка (ООН) «РФ устанавливает федеральный государственный образовательный стандарт, поддерживает различные формы образования и самообразования»ФГОС – устанавливает системы норм и правил. Обязательных для исполнения в любом ОУ, реализующем основные обязательные программы.
Федеральный государственный образовательный стандарт – конституционная норма (правовой акт РФ) Стандарт-средство обеспечения планируемого уровня качества образования.Основа стандарта –общественный договорНовый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом, государством (конвенциональная норма)
Концепция федеральных государственных общеобразовательных стандартов общего образования Стратегическая задача развития школьного образования – - обновление его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.Основные причины:Поворот к личности обучаемого.Развитие процессов глобализации.Новые требования формирующегося информационного общества к системе образования
Стандарты первого поколения Задача: обеспечение нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях (90-е г.г. ХХ в.) ситуации многообразия образовательных систем.Угроза развала единого образовательного пространства страны.Назначение стандарта –Сохранение единого базового ядра образования за счет введения инвариантного минимально-допустимого (достаточного)уровня содержания и требований к подготовке выпускников.(-) факторами не только стабилизации, сколько консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы в условиях отсутствия внятной идеологии ее развития.
Стандарты второго поколения XXI векПроцессы глобализации;Постоянно изменяющиеся условия (новые, нестандартные проблемы);Жизнь в условиях поликультурного общества (требования к коммуникативному взаимодействию, толерантности);Повышенная профессиональная мобильность.
Стандарты второго поколения Социальная деятельность – обеспечение способности образования гибко реагировать на запросы личности, изменения потребностей экономики и нового общественного устройства.Социальные эффекты, производимые образованием -Эффекты консолидации общества и формирование гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой);Снижение рисков социально-психологической напряженности;Эффекты социального «лифта»;Эффекты социального «миксера»;Достижение социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.
Стандарты второго поколения Образование должно стать важнейшим конкурентоспособным институтом подрастающего поколения, ориентиром в достижении средствами образования идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния и процветания России.«Свободный человек в свободной стране» В.В. Путин
Федеральный государственный образовательный стандарт нормативный правовой акт, устанавливающий совокупность общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования. На основе (с учетом) образовательного стандарта проводится разработка:примерных (базисных) образовательных планов и программ;системы оценки соответствия содержания качества, подготовки обучающихся ФГОС в процессе аттестации выпускников в различных формах;положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствия качества образования установленным требованиям;экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательных школ;системы аттестации педагогических работников;контрольных измерительных материалов в рамках общероссийской системы оценки качества образования;подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.