Использование индикаторов в государственных докладах по состоянию окружающей среды Туркменистана
Основные публикациипо состоянию окружающей средыНациоанальный доклад «Состояние Окружающей Среды Туркменистана» (1999)«Национальный План Действий по Охране Окружающей Среды» (2002)Два электронных доклада по состоянию окружающей среды Туркменистана за 1997 и 1998
Основные источники данных:данные Министерства охраны природы;данные Научно-производственного центра экологического мониторинга;ежегодные статистические сборники «Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов в Туркменистане»
Регулярные бюллетни:Ежедневный экспресс-бюллетень по загрязнению атмосферного воздуха;Квартальный гидрохимический бюллетень состояния качества поверхностных вод;ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ за месяц;
Показатели для оценки качества окружающей среды, используемые в статистическом сборнике «Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов в Туркменистане».
Оценка качества атмосферного воздуха: Воздействие:Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:- по министерствам и ведомствам;- в территориальном разрезе и отдельным городам;Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу по министерствам и ведомствам; Состояние:Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу:- в территориальном разрезе и отдельным городам;- по отдельным веществам по Туркменистану;- по отдельным веществам по основным городам и областям Туркменистана;
Оценка качества атмосферного воздуха: Принимаемые меры:Очистка и утилизация загрязняющих веществ:- по министерствам и ведомствам;- в территориальном разрезе и отдельным городам;- по отдельным веществам по Туркменистану;- по отдельным веществам по основным городам и областям Туркменистана;Текущие затраты на охрану атмосферного воздуха:- по министерствам и ведомствам;- в территориальном разрезе и отдельным городам;Затраты на капитальный ремонт основных производственных фондов по охране атмосферного воздуха:- по министерствам и ведомствам;- в территориальном разрезе и отдельным городам;Количество обследованных предприятий и автотранспортных средств (загрязнение атмосферного воздуха);Иски за нарушение природоохранного законодательства (загрязнение атмосферного воздуха);
Оценка качества поверхностных и подземных вод: Воздействие:Общие показатели использования воды по областям;Фактический забор воды для использования по областям;Использование воды на различные нужды по областям; Состояние:Водоотведение по областям; Примечание: Ежеквартальный гидрохимический бюллетень состояния качества поверхностных вод по основным загрязняющим ингредиентам.
Оценка качества поверхностных и подземных вод: Принимаемые меры:Капитальные вложения на мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов;Капитальные вложения на строительство станций для очистки сточных вод;Текущие затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов:- по министерствам и ведомствам;- в территориальном разрезе и отдельным городам;Затраты на капитальный ремонт основных производственных фондов по очистке сточных вод:- по министерствам и ведомствам;- в территориальном разрезе и отдельным городам;Количество обследованных предприятий и автотранспортных средств (загрязнение водных ресурсов);Иски за нарушение природоохранного законодательства (загрязнение водных ресурсов);
Оценка качества земельных ресурсов и почв: Воздействие:Распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям по Туркменистану;Снятие и использование плодородного слоя почвы по министерствам и ведомствам;Внесение удобрений сельскохозяйственными организациями под сельскохозяйственные культуры по областям; Состояние:Наличие нарушенных земель по министерствам и ведомствам;Наличие орошаемых земель и распределение их по видам угодий землевладельцами и землепользователями по Туркменистану; Примечание: Анализ отобранных проб почв на содержание остаточных хлорорганических пестицидов.
Оценка качества земельных ресурсов и почв: Принимаемые меры:Рекультивация нарушенных земель по министерствам и ведомствам;Использование капитальных вложений на мероприятия по охране и рациональному использованию земель;Текущие затраты на рекультивацию земель:- по министерствам и ведомствам;- в территориальном разрезе и отдельным городам ;Количество обследованных предприятий и автотранспортных средств (загрязнение земельных ресурсов);Иски за нарушение природоохранного законодательства (загрязнение земельных ресурсов);
Оценка состояния загрязнения окружающей среды отходами: Воздействие:Образование токсичных отходов производства;Образование бытовых и промышленных отходов; Состояние: Принимаемые меры:Обезвреживание токсичных отходов производства;Вывоз и утилизация бытовых отходов;Текущие затраты на охрану земель от загрязнения отходами производства и потребления:- по министерствам и ведомствам;- в территориальном разрезе и отдельным городам ;
Оценка естественной растительности и лесов: Лесокультурные работы по Министерству охрана природы;Лесохозяйственные работы по Министерству охрана природы;Работы по полезащитному лесоразведению, выполненные Министерством охраны природы;Защитные меры борьбы с вредителями и болезнями растений;Противопожарные мероприятия по Министерству охрана природы;Движение посадочного материала, выращенного в питомниках и плантациях за счет операционных средств по Министерству охраны природы;
Оценка состояния биоразнообразия: Воздействие:Площадь охотничьих угодий; Состояние:Количество заповедников и их площадь;Количество охраняемых видов по заповедникам; Принимаемые меры:Мероприятия по сохранению и воспроизводству диких животных;Иски за нарушение природоохранного законодательства (животный и растительный мир, рыбные запасы);
Оценка изменения климата: Первое Национальное Сообщение по Изменению КлиматаПланируется создание постоянной группы по инвентаризации ПГВ настоящий момент выполняется проект по оценке технологических потребностейПредусмотрено выполнение Второго Национального Сообщения по Изменению Климата
Оценка состояния озонового слоя: Станции, которые проводили наблюдения за состоянием озонового слоя, в настоящее время закрыты из-за отсутствия соответствующего оборудования.При Министерстве охраны природы существует Национальный озоновый центр, на который возложены задачи по обеспечению выполнения программ по сокращению и выведению из обращения озоно-разрушающих веществ.Центр ведет статистику потребления озоно-разрушающих веществ.В настоящее время, разработан пакет нормативных документов, системы лицензирования импорта-экспорта и квотирования озоно-разрушающих веществ, который передан на рассмотрение в Кабинет Министров Туркменистана.