Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь»программа адаптации детей к школе
Цель курса: помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника»
«Введение в школьную жизнь» - посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. «Введение...» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества
Качества «идеального ученика»:(выбрать 2-3 позиции) Внимание, способность к длительному (15-20 минут!) сосредоточению.Хорошая память.Сообразительность.Любознательность.Развитое воображение.Начальные навыки чтения, письма, счета.Физическая ловкость, ручная умелость.Волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу)Организованность, аккуратность.Дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми.Другое:………………
Задачи начальной школы:(выбрать 2-3 позиции) Сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Обучить каждого ученика бегло читать, грамотно писать, хорошо считать.Дать ребенку максимально широкое образование, помочь сориентироваться в самых разных областях культуры и найти сферы своих собственных интересов.Научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.Развить интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение.Помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.Воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах.Снабдить ребенка навыками, необходимыми в повседневной жизни; вырастить его умельцем, способным браться за любое новое дело.Другое:………………………………………
Приоритетные ценности: эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества
Учебное сотрудничество со взрослым: Учебное сотрудничество - договор о сотрудничестве и взаимопомощи, в составлении которого участвуют и учитель, и дети.Каждый раз, предлагая новую норму учебных взаимоотношений, учитель предлагает детям ситуацию открытого выбора между правилосообразным (школьным) и «неправильным» (дошкольным) поведением и предоставляет каждому возможность попробовать, примерить к себе и то и другое.НОРМА — это всегда разнообразие равнодостойных индивидуальных вариантов. Чтобы помочь ребенку «подогнать» общую школьную норму к его индивидуальности, нужен набор допустимых образцов в пределах данной нормы. Чтобы помочь ребенку выполнить норму, недостаточно ее сформулировать. Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения. В курсе такими средствами являются разнообразные знаки и жесты.Все нормы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения ребенок-взрослый, но и отношения ребенок-ребенок. При этом нормосообразное поведение эффективнее складывается не в целом классе, а в малых детских группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки.
Характеристики учебного сотрудничества ребенка со взрослым: оно несимметрично — ребенок не имитирует взрослого;оно предполагает познавательную инициативу ребенка, указывающего взрослому ближайшую учебную цель их совместных усилий;ученик обращается к учителю не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом по поводу нового знания.
Группа совместно работающих детей Чтобы детский спор был содержательным собеседники должны уметь по крайней мере следующее:формулировать свою точку зрения;выяснять точки зрения своих партнеров;обнаруживать разницу точек зрения;пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.
Школьник, умеющий учиться, должен оценивать свои достижения следующим образом: предельно дифференцированно, точно различая области знания, полузнания и незнания и точно измеряя степень своей умелости, недоученности, неумения;возможно более оптимистично, видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования.
Принципы приемов обучения детей оцениванию: Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.Оценка не должна носить обобщающий характер. Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика (образцы написания букв, правила сложения и т. п.).Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и дело взрослого — знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства.
Содержание курса День первыйЗнакомство, режим дня школьника, схема класса.День второйПриветствие детьми учителя и друг друга, введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я», оценка. День третийПротивопоставление индивидуальной формы работы и работы парами, реакция на реплику, введение знаков «+», «-», самооценка, критерии, оценка.
День четвертыйОтработка введенных ранее знаков: «+»,«-», «я», «Мы», «Хор», провоцирование детей на разные мнения, диагностика и отработка разных критериев оценки.День пятыйВведение знака «Вопрос», ситуация недоопределенного правила, оценка, общая работа как сумма индивидуальных.День шестойОтработкой знаков «+», «-», «?», групповые задания с недоопределенными правилами, адресованность, понятность сообщения.
День седьмойАдресованность действия при групповом взаимодействии, ловушка, развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.День восьмойОтработка знаков, введенных ранее, актуализация навыков содержательного взаимодействия, которые отрабатывались ранее.День девятыйКритерии оценки, точка зрения оценивающего.День десятыйПраздник «Посвящение в ученики».