Выразительные средства языка
Тропы и фигуры речи Тропы (лексические средства) – обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении.Фигуры (синтаксические средства) – необычные, эстетически значимые обороты речи.
Тропы и лексические средства выразительности Тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, литота, перифраз, оксюморон.Лексические средства: стилистически окрашенная лексика, оценочная лексика, фразеологизмы, термины и профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы.
Сравнение Сравнение – сопоставление двух предметов, лиц, качеств по сходству. Способы выражения сравнения:при помощи союзов (И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега (И. Бунин); при помощи творительного падежа (Уж озимь яркая блеснула изумрудом (П. Греков); при помощи сравнительной степени прилагательных и наречий (Но когда замираю, смиренная, на груди твоей снега белей… (А. Ахматова).
Метафора Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства предметов, явлений. простая (нос корабля, утро года); развернутая (Вот охватывает ветер стаи волн объятием крепким и бросает их размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (М. Горький)
Метонимия Метонимия – это перенос свойств предмета или явления на другой на основании их смежности: предмет – материал (Не то на серебре – на золоте едал. А. Грибоедов); содержимое – содержащее (Я три тарелки съел); действие – орудие действия (Его перо любовью дышит. А. Пушкин); автор – произведение (Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. А. Пушкин); место – люди (Город шумел. Ю. Олеша)
Эпитет Эпитет – художественное определение. Обычно выражается прилагательным (чахоточный свет луны, бездонное небо).Эпитеты: 1) метафорические (Октябрь серебристо-ореховый); 2) метонимические (Белые липы в нашем саду. Белый запах нарциссов).
Олицетворение Олицетворение – разновидность метафоры, в которой свойства человека переносятся на неодушевленные предметы.Плачут вербы, шепчут тополя (С. Есенин).
Гипербола и литота Гипербола – художественное преувеличение.В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский)Литота – художественное преуменьшение (мальчик-с-пальчик)
Перифраз Перифраз – замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом (невольник чести – А. Пушкин, муза плача и печали – А. Ахматова).Общеязыковые: страна восходящего солнца, солнце русской поэзии.
Фигуры речи 1. Фигуры повтора2. Фигуры расположения3. Фигуры повтора и расположения4. Фигуры имитации
Фигуры повтора Лексический повтор (повтор одного слова, повтор слов в разных значениях и формах).И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М. Цветаева)2. Синтаксический повтор (параллелизм). Он над тучами смеется, он от радости рыдает (М. Горький).
Фигуры расположения Инверсия – фигура, состоящая в намеренном нарушении прямого порядка слов (Роняет лес багряный свой убор).Градация – фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц, при котором их смысловая и эмоциональная значимость возрастает или убывает (восходящая и нисходящая градация).
Градация:«На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция… я поднялся не по трем-четырем примощенным ступенькам, но по сотням или даже тысячам их – неуступным, обрывистым, обмерзлым» (А. Солженицын).
Фигуры расположения 3. Антитеза – фигура, в основе которой резкое противопоставление слов, образов, персонажей и т.п.(Ученье – свет, а неученье – тьма)
Например:«В доме два лифта. Один – слабенький, барахлит, часто ломается. Другой работал надежно, без перебоев. И вдруг именно он сломался. Безнадежно. Перегорел мотор. Все стали пользоваться вторым, хилым лифтом. Тот поначалу едва справлялся, по привычке выходил из строя, думали, ему не выжить… Но он мало-помалу обрел уверенность в себе и заработал бесперебойно.Закон жизни, оказывается, распространяется и на технику. Сколько раз доводилось видеть: на чьи-то слабенькие плечи ложится ответственность – и хилое создание, ощутив собственную необходимость, почувствовав, что на него возложены надежды, начинает вкалывать и вкалывать…» (А. Яхонтов)
Фигуры расположения 4. Парцелляция – это такое расчленение синтаксической структуры, при котором она воплощается в нескольких фразах, оформленных как самостоятельные.
Например:Сильная (Она разыскала своего глупого Ваську и заставила поверить. В себя и в него).Средняя (Слухи действительно пошли. И самые фантастические).Слабая (Пришел я домой. Лег и лежу. И ужасно скучаю от огорчения).
Фигуры расположения 5. Эллипсис – самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, не являющегося необходимым для передачи сообщения (Теркин – дальше. Автор – вслед).
Фигуры расположения 6. ОксЮморон – соединение несоединимых понятий (живой труп, горячий снег, грустная радость).Легкомыслие! – Милый грех,Милый спутник и враг мой милый!(М. Цветаева)
Фигуры расположения и повтора Анафора – повторение одинаковых начальных элементов (Мне нравится, что вы больны не мной,Мне нравится, что я больна не вами).Эпифора – повторение последних слов фразы (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)Зеркало (Брат может не быть другом, но друг всегда брат).
Фигуры имитации Риторическое восклицание – фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение («Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!»)Риторическое обращение («Москва! Люблю тебя, как сын!»)
Фигуры имитации 3. Риторический вопрос – фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение («Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»)4. Вопросно-ответное единство – построение речи одного человека в виде воображаемого диалога.
Вопросно-ответное единство:Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Шевчук).Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз (В. Харченко).Что такое красота? Красота – это…
Фигуры имитации 5. Умолчание – фигура, состоящая в том, что предложение (или фраза) остается недосказанным, начатая речь внезапно обрывается. 1) Намеренно прерванное высказывание (Вскоре она заметила, что Королев обращается только к ней. Может, потому что она считалась лучшей чертежницей, а может…).2) Ненамеренно прерванное, отражающее ход мысли (Нет… Они в поле уехали… да я не боюсь их… А вот Павел Петрович… Мне показалось…)