Выразительные средства языка Учитель русского языка и литературы МАОУ лицея №5 г. Камышлова Свердловской области Семёнова Елена Валерьевна
Однозначные и многозначные слова 5 класс
Работа с толковым словариком учебника русского языка Найдите и назовите однозначные слова. Найдите и назовите многозначные слова. Чем различаются словарные статьи однозначных и многозначных слов? Сколько предложений вам пришлось бы составить со словом ГОРЬКИЙ? Почему?
Выпиши словосочетания, где это слово использовано в переносном значении Горькие мысли, горький кофе, горький час, горькая таблетка, горькие слёзы
Запишите АНТОНИМЫ к выделенным словам, учитывая их ЛЗ СВЕЖИЙ
Запишите АНТОНИМЫ к выделенным словам, учитывая их ЛЗ ТУПОЙ
Использование слов в переносном значении 5 класс
Выпишите словосочетание, в котором слова употреблены в переносном смысле В октябре наступила поздняя осень. Главная героиня стихотворения – золотая осень. Дождливая осень не радует людей.
Учить! Эпитет – это образное, необычное определение предмета, выраженное ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ: ЭПИТЕТ = СУЩ. + ПРИЛАГ. В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ
Выпишите из предложений ТОЛЬКО словосочетания с ЭПИТЕТАМИ А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький) Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (А.Некрасов) А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (Лебедев-Кумач) Красна девица по воду идёт. Вышел добрый молодец в чисто поле.
Найдите эпитеты субботний день золотое кольцо лисий хвост длинный день день чудесный золотое сердце лисий характер
Выпишите словосочетание, в котором слова употреблены в переносном смысле Талым снегом сосны плачут. Мальчик громко плачет.
Учить! Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами и качествами живых. Олицетворение = СУЩ. + ГЛАГОЛ в ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ/ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ в ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ
Выпишите из предложений ТОЛЬКО словосочетания с ОЛИЦЕТВОРЕНИЯМИ Забормотал спросонок гром (Паустовский). Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (Пушкин). Поют деревья, блещут воды.
Есть ли здесь СРАВНЕНИЯ? Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. Лес, словно терем расписной. Снежная пыль столбом стоит в воздухе
СРАВНЕНИЕ Воздух, лёд Птица упала камнем
Найдите в примерах СКРЫТЫЕ сравнения В небесном бархате начали появляться звезды, яркие и чистые. Они рассыпались по небу нитью хрусталя.
Потренируемся! Запишите соответствия: например, 4-в
Проверочная работа по теме «Выразительные средства языка» 5 класс
1. Выпишите в столбик ТОЛЬКО сочетания с ЭПИТЕТАМИ, подчеркните их так: эпитет Железный гвоздь – железная воля Медвежья услуга – медвежья шкура Холодный ветер – холодный взгляд Чёрные мысли – чёрный костюм Каменный пол – каменное сердце
2. Выпишите ТОЛЬКО ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, подчеркните их ДВУМЯ ЧЕРТАМИ Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком… Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона… Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…
3. Выпишите ТОЛЬКО СРАВНЕНИЯ, обозначьте их части Облако неслось по небу, как огромный воздушный змей. Чайник свистел, точно плохо настроенный радиоприёмник. Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны… Река тянется серебряной нитью и сверкает. В голове его молнией сверкнула мысль.
4. Выпишите ТОЛЬКО МЕТАФОРЫ От вёсел к берегу кудрявый след бежал. Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки. Светится высоко-высоко бахрома снегов. В саду горит костер рябины красной.
Источники Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 кл.: учебник для ОУ: в 2-х кн. Кн. 1. – М.: Баллас, 2012 Бунеева Е.В. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, 2012 Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения/Практическая риторика: Учебное пособие для 5 класса ОУ. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003 Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007