Урок русского языка в 9 классе учителя русского языка и литературы Кузнецовой Т.Н.
Сложноподчинённое предложение (обобщение и систематизация изученного) (2 урока)
Цели урока: Повторить классификацию основных групп сложноподчиненных предложений. Повторить классификацию СПП с несколькими придаточными. Привести в систему знания по данной теме. Повторить синтаксический разбор СПП. Выявить частотность употребления СПП в разных стилях и типах речи.
Повторим: Какие типы сложных предложений знаете? Как определить, что это сложное предложение? Как определить тип сложного предложения?
Задания группам 1 группа Составьте опорную схему по теоретическому материалу
Должны знать:
Укажите сложноподчинённое предложение 1. О матерях можно рассказывать бесконечно. 2. Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос. 3. В её чутком сердцё никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной. 4. Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.
Карточка 1 У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом с нами мать. Мама желает ребёнку только добра. Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с отношения к ней.
Карточка 2 Любовь к матери заложена в нас самой природой. С горем и радостью ребёнок идёт к матери, он находит у неё понимание. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать.
Карточка 3 Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброты ждёт от нас мама. Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них мать. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне - несказанный свет.
Расставьте запятые 1. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою какою она была в это время мне представляются только её карие глаза. 2. Пишут мне что ты тая тревогу Загрустила шибко обо мне Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
Проверим!
Стихотворение Н.Рыленкова Я помню руки матери моей, Что утирали слёзы мне когда-то. В пригоршнях приносили мне с полей Всё, чем весна в родном краю богата. Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!»
Послушайте письмо писателя Л.Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери. Этот документ – свидетельство сыновней любви, духовной близости и безграничного доверия: «Милая моя мамочка! Ты всё думаешь, что это шутки, а я серьёзнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму… Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймёт меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за всё твоё добро, и я это сознаю».
Составьте предложения (устно) Начало предложений: При солнце тепло,… Птица радуется весне,… Без отца – полсироты,… У детины заболит пальчик,… Живы родители – почитай,… Мать кормит детей… Продолжение предложений: …а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – и вся сирота; умерли – поминай; как земля людей.
Составьте предложения по схемам [Я знаю…], (как… ), (как… ). (Чтобы... ), [ ], (как… ). [Я уверен в том], ( что… ), (потому что …).
В знанье – величие и красота, Знанье дороже, чем клад жемчужин: Время любой уничтожит клад, Мудрый и знающий вечно нужен.
Исследовательская работа на тему: «Частотность употребления СПП в текстах разных стилей и типов речи». (Выступления учащихся).
Выполнение тестовых заданий