«Агрессия - любая форма поведения , направленная к цели причинения ущерба или вреда другому лицу ,не желающему такого с ним обращения » ( Роберт Бэрон).
Что происходит с подростком в современном мире?Что является побудителем агрессивного поведения?
Чувство « Особый вид эмоциональных переживаний , носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающийся сравнительной устойчивостью. В основе агрессивного поведения личности лежат переживания , которые , как правило , носят неприятный характер .
Переживания подростка Окружающая среда держит ребёнка в состоянии стресса.Трудности в школе ,проблемы социального характера .Запреты окружающих.Внутренние барьеры на пути к ожидаемым целям порождают стремление к эмоциональной агрессии.Сильное долгосрочное состояние неудовлетворённости .Эмоциональное провоцирование со стороны учителей , родителей , сверстников .Цели , поставленные перед подростком (обществом , семьёй , школой) недосягаемые ,в силу объективных и субъективных причин.
В таком состоянии подростком управляют чувства :Обиды Гнева Злости ЗавистиМести . Единственная цель: доказать окружающим свою значимость любой ценой , повысить самооценку .
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ НЕГАТИВНОМУ ПОСТУПКУ ПОДРОСТКА Модель поведения Тебе плохо( больно , страшно , стыдно ) – нападай – получай удовольствие (жертва отступает).И если вдруг на пути к ожидаемой цели возникнут барьеры , то эмоциональная агрессивность будет только нарастать .
Вывод : неприятности ,страдания , угрозы , оскорбления приводят подростков к агрессивным действиям по отношению к окружающим ( школе , семье , сверстникам , посторонним людям). Ребёнок , нападая на жертву , достигает определенных целей: может влиять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью , решать материальные проблемы , повышать чувство собственной ценности.Эмоциональная агрессия доставляет физиологическое удовольствие , а оно быстротечно , это состояние необходимо поддерживать постоянно .
Существуют ли меры , которые позволять ослабить агрессивное поведение ? Формы агрессивных реакций :Физическая агрессия ( нападение - использование физической силы против другого лица .Косвенная агрессия – действия , как окольными путями направленные на другое лицо ( сплетни , злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости ( крик , топанье ногами , битьё кулаками по столу , хлопанье дверями и др.)Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму ( крик , визг , ссора) , так через содержание словесных ответов ( угрозы , проклятья, ругань, оскорбление и унижение другого человека, распространение клеветы , и сплетен ).
Речевая защита и речевая агрессия подростков . Вывод первый .« Подобно слезам , брань как средство эмоциональной и психологической разрядки может быть полезна для душевного здоровья любого человека , тем более подростка » . Вывод второй . «Исключить из человеческой речи бранные слова так же трудно , как уничтожить саму речь . Данное утверждение тем более справедливо для детей и подростков , потому что они постоянно находятся в состоянии активного овладения языком и речью» .Вывод третий . «Генитальный мат достаточно органично входит в речь подростков ещё и потому , что отроческому возрасту свойственен повышенный интерес к вопросам взаимоотношения полов . А нынешний разговорный сексуальный словарь довольно вульгарен и по лексическому составу фактически смыкается с матом , но подростки используют слова именно из этого словаря , потому что они хоть и неблагозвучны , зато живы и естественны» .Вывод четвёртый . «Всё сказанное выше отнюдь не означает , что любые усилия педагогов по искоренению сквернословия не имеют смысла . Отстаивать чистоту речи необходимо . Другое дело , что традиционные средства профилактики сквернословия доказывают свою несостоятельность» .
При оказании помощи подросткам в кризисном состоянии рекомендуется использовать следующие способы и приемы : Информирование Установление логических взаимосвязей Метафора Проведение логического обоснования Самораскрытие Конкретное пожелание Парадоксальная инструкция Убеждение Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций .Релаксация Повышение энергии и силы ПереоценкаРолевое проигрывание и другие .
Модели социального поведения
-Если бы ты встретил человека в этой маске , то как бы он был одет?-Где он может жить ?- Кто его друзья ?- Как бы он учился ?- Какая у него любимая поза ?- Какие чувства он чаще всего испытывает ?- Какие слова он чаще всего использует в речи ?- Если бы на него «наехали» , то как бы он себя повёл ?- Если бы его похвалили , то что бы он сделал ?- Если бы его обидели , то что бы он сделал ?- В кого он может влюбиться или кто в него может влюбиться ?Что бы вы хотели взять у этой маски ?- Когда эта маска поможет , а когда может навредить или помешать ?
«Было бы самонадеянно рассчитывать на явные и быстрые результаты , даже если мы сами имеем верные жизненные ориентиры , если нам созданы благоприятные условия для работы и мы вооружены самыми передовыми технологиями . Неизвестно где и когда , в каком виде произрастет посеянное – но если ничего не делать сегодня , завтра уже точно ничего не вырастет ».