АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Умение рисовать должно предшествовать умению писатьГ. Песталоцци
Анализируют детские рисунки
Процесс создания художественного образа в изобразительной деятельности
Творческая деятельность В 9— 10 лету детей, по словам Сеченова, наступает период «детального видения» до 15 лет происходит быстрое нарастание объема, точности и скорости зрительно-пространственных функций. эмоциональные формы мышления, вытесняются логическими формами мышления.
«Угасание» интереса детей к изобразительной деятельности ТЕХНОЛОГИЯДИАГНОСТИКИ СПОСОБНОСТЕЙнеразвитые умения и навыкинедостаточность знанийкритическое оценивание своего рисунка
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА Биографический методСодержательный метод Формальный метод Метод тестовых заданий
Формальный метод Стадия ассоциативных каракуль (от 2.5 до 4 лет) Стадия схем (от 3 до 6 лет)Стадия правдоподобных изображений (до 14 лет) Стадия реалистичных изображений. Соответствия графической грамоте добивается лишь небольшая часть детей, обучающихся в специальных художественных школах : в 10-11 лет 3,6%, в 12 – около 10%, в 13-14 лет не более 20%
Исследователи утверждают Дети не прошедшие полностью все стадии развития детского рисунка в дошкольном возрасте, испытывают значительные затруднения при обучении.
Владение специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками Технические навыки и умения владения различными изобразительными материаламиУмение пользоваться карандашом, кисточкой и краскамиВладение нетрадиционными техниками рисованияВладение формообразующими движениями Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ (композиция, форма и пропорции предмета, цвет в рисунке, пространственное положение предмета и его частей) Умение рисовать декоративный орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических фигурах
Развитие способности художественно-образного восприятия окружающего мира и произведений искусства Художественно-образное восприятие произведений искусстваУмение рассказать о сюжете того или иного изображенияЭмоционально-чувственное отношение к художественному образуСпособность усвоить элементарные искусствоведческие знанияЗнание характерных особенностей некоторых видов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Художественно-творческая активность ребенка в изобразительной деятельности Мотивационно-ценностное отношение к изобразительной деятельностиОтношение ребенка к оценке своей работы взрослымОценка ребенком созданного им изображенияСамостоятельность и оригинальность замыслаУмение рассказать о сюжете изображаемогоУмение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планомПознавательная активностьУровень развития воображения
Умение пользоваться карандашом
Уровень самостоятельности выполнения работы
"Цветовые предпочтения""Разноцветные кружочки"
Определение уровня развития вображения Исследования О.М.Дьяченко, А.И.Кирилловой, Е.А.Сошиной, Е.Г.Речинскойна основе известных элементов закончить картинку.
Преобразование рисунка с учетом заданного времени года или суток.
Завершение композиции по выбору: Осенний деньЛунная дорожкаВстречая рассвет
Приемы творческого решения проблемы
Как хорошо ты, о море ночное, -Здесь лучезарно, там сизо – темно…В лунном сиянии, словно живое,Ходит, и дышит, и блещет оно… Тютчев Ф.ИХарламова Надежда 6 в
ЛИТЕРАТУРАИгнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детейКомарова Т.С. и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированиюПолуянов Ю.А.Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункамШайдурова Н.В.Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста