Подготовка к итоговой аттестации по теме: «Неравенства» Ученицы 9 «Б» классаСухой АнныУчитель: Дудина Е.Ю.
Цель: Создание учебно-методического материла для подготовки к итоговой аттестации
Актуальность: Эта тема не менее остальных важна для учеников. Задачи:Отбор задач по данной теме в ЕГЭРешение этих задачМоменты, на которые нужно обратить внимание.
Неравенства
Линейные неравенства Линейным неравенством с одной переменной х называется неравенство вида ах + b › 0, где а≠0.Решение неравенства – значение переменной х, которое обращает неравенство в верное числовое неравенство.Множество частных решений называют общим решением.
Пример 1: Являются ли числа 3, -5 решением данного неравенства 4х + 5 < 0 При х = 3, 4∙3+5=17, 17>0 Значит х=3 не является решением данного неравенства При х=-5, 4∙(-5)=-15, -15<0 Значит х=-5 является решением данного неравенства
Два неравенства f(х)<g(х) и r(х)<s(х) называют равносильными, если они имеют одинаковые решения. Правила(преобразования неравенств, приводящие к равносильным неравенствам):1. Любой член неравенства можно перенести из одной части неравенства в другую с противоположным знаком (не меняя при этом знака неравенства)Например: 3х + 5 < 7х 3х + 5 -7х < 0
2: а) обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же положительное число, не меняя при этом знака неравенства.б) если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же выражение, положительное при любых значениях переменной, и сохранить знак неравенства, то получится неравенство, равносильное данному.Например: а)8х – 12 > 4х2 ( :4) 2х – 3 > х2 б)(2х + 1)(х2 + 2) < 0 ( ( х2 + 2)) (2х + 1) < 0
3.а) Обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный ( < на >, > на <).б) если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же выражение, отрицательное при всех значениях переменной, и изменить знак исходного неравенства на противоположный, то получится неравенство, равносильное данному.Например: а) - 6х3 + 3х – 15 < 0 (: (-3)) 2х3 – х + 5 > 0 б) (3х – 4 )(-х2 – 2) > 0 (: (-х2 – 2)) 3х – 4 < 0
Решите неравенство: 5х + 3(2х – 1)>13х - 1 Решение: 5х + 6х – 3 >13х – 1 5х + 6х – 13х > 3 – 1 -2х > 2 (: (-2)) х < -1\\\\\\\\\\\\\\\\\ Ответ: х < -1 или (-∞; -1)
Квадратные неравенства Неравенства вида ах2 + bх + с > 0, где а ≠ 0, а,b,с - некоторые числа, называются квадратными.
Алгоритм применения графического метода: 1. Найти корни квадратного трехчлена ах2+bх+с, т.е. решить уравнение ах2+bх+с=0.2.Отметить найденные значения на оси х в координатной плоскости.3. Схематично построить график параболы.4. Записать ответ в соответствии со знаком неравенства.Частные случаи при D < 0:а) а < 0, ах2 + bх + с ≥ 0 нет решений ах2 + bх + с < 0 (-∞;+∞)б) а > 0 ах2 + bх + с > 0 (-∞;+∞) ах2 + bх + с ≤ 0 нет решений
Решите неравенство:
Алгоритм выполнения метода интервалов: 1. Разложить на множители квадратный трехчлен, используя формулу ах2+bх+с = а(х-х1)(х-х2), где х1,х2- корни квадратного уравнения ах2+bх+с=0.2. Отметить на числовой прямой корни х1 и х2.3. Определить знак выражения а(х-х1)(х-х2) на каждом из получившихся промежутков.4. Записать ответ, выбрав промежутки с соответствующим знаку неравенства знаком (если знак неравенства <,то выбираем промежутки со знаком «-», если знак неравенства >, то выбираем промежутки со знаком «+»).
Решите неравенство: х2 – 6х + 8 > 0 Решение: Разложим квадратный трехчлен х2 – 6х + 8 на множители. Решим уравнение х2 – 6х + 8 = 0Д = 36 – 32 = 4, 4>0, два корнях1,2 = (6 ± 2) : 2 х1 = 4, х2 = 2 х2 – 6х + 8 = (х – 2)(х - 4)Отметим на числовой прямой корни трехчлена 2 и 4.Определим знаки выражения (х-2)(х-4) на каждом из промежутков. + 2 - 4 + Ответ: х<2,х>4 или (-∞;2)U(4;+∞).
Метод интервалов более детально будет изучен при решении рациональных неравенств.Дополнительные вопросы:Какие виды неравенств были изучены на уроке?Дайте определение линейных неравенств.Дайте определение квадратных неравенств.Какие методы решения квадратных неравенств применяются?