Природа, определение и содержание понятия лидерства Теории лидерских качеств Поведенческий подход к изучению лидерства Ситуационный подход к изучению лидерства Новые теории лидерства
Мечтательность Мечтательность Неравнодушие Творчество Гибкость Умение вдохновить людей Новаторство Решительность Воображение Склонность к экспериментам Инициатива в осуществлении перемен Обладание личной властью
Рациональность Рациональность Склонность давать советы Настойчивость Умение решать проблемы Трезвость мышления Аналитический склад ума Применение структурного подхода Осторожность Властность Умение стабилизировать ситуацию Обладание должностными полномочиями
Личные качества – множество атрибутов индивида, включая различные аспекты его личности, темперамент, потребности, мотивы и ценности Личные качества – множество атрибутов индивида, включая различные аспекты его личности, темперамент, потребности, мотивы и ценности Навыки – способность эффективно выполнять различные виды когнитивной или поведенческой деятельности
1948 год 1948 год Качества лидера: Ум или интеллектуальные способности Господство или преобладание над другими Уверенность в себе Активность и энергичность Знание дела
Управление вниманием – способность так представить сущность результата, цели или направления движения, чтобы это было привлекательным для последователей; Управление вниманием – способность так представить сущность результата, цели или направления движения, чтобы это было привлекательным для последователей; Управление значением – способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;
Управление доверием – способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных; Управление доверием – способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных; Управление собой – способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей
Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным с целью оказания на них влияния и побуждения их к достижению целей Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным с целью оказания на них влияния и побуждения их к достижению целей
степень, до которой руководитель делегирует полномочия подчиненным; степень, до которой руководитель делегирует полномочия подчиненным; используемые типы власти; о чем прежде всего заботится: о хороших отношениях или о выполнении задач
Авторитарный стиль Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль
«ТЕОРИЯ Х» «ТЕОРИЯ Х» Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы У людей нет честолюбия и они стараются избежать ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили (больше всего люди желают личного спокойствия) Людей следует принуждать к труду, контролировать, руководить ими, угрожать им наказаниями
«ТЕОРИЯ У» «ТЕОРИЯ У» Затраты физических и духовных сил на работе столь же естественны, что и при игре или отдыхе Если люди приобщены к организационным целям, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично
Система 1 – Эксплуататорско-авторитарная Система 1 – Эксплуататорско-авторитарная Система 2 – благосклонно-авторитарная Система 3 – Консультативно-демократическая Система 4 – Основанная на участии
Субституты (заменители) руководства делают ненужным или излишним руководство менеджера Субституты (заменители) руководства делают ненужным или излишним руководство менеджера Нейтрализаторы руководства препятствуют менеджеру продемонстрировать определенные образцы поведения Усилители руководства – факторы, способствующие увеличению влияния лидера на работников
Неэтический харизматический лидер Неэтический харизматический лидер Использует власть только в личных целях Продвигает только свое личное видение Пресекает критику в свой адрес Требует беспрекословного выполнения своих решений Коммуникация от себя вниз Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих потребностей
переходный переходный преобразующий
Награда по труду: награждает за приложенные усилия, обещает награду за хорошую работу, признает достоинства Награда по труду: награждает за приложенные усилия, обещает награду за хорошую работу, признает достоинства Управление по отклонениям (активное): наблюдает и ищет отклонения от правил и стандартов, вносит исправления. Управление по отклонениям (пассивное): вмешивается, только когда что-то не соответствует стандартам Попустительство: отказывается от ответственности, избегает принятия решений
Харизма: обеспечивает видение перспективы и осознание миссии, вселяет гордость, завоевывает уважение и доверие. Харизма: обеспечивает видение перспективы и осознание миссии, вселяет гордость, завоевывает уважение и доверие. Вдохновение: возбуждает высокие ожидания, использует символы для концентрации усилий, доступно выражает важные цели. Интеллектуальная стимуляция: поощряет интеллектуальные усилия, рациональное и вдумчивое решение проблем. Индивидуальный подход: уделяет внимание каждому работнику и имеет к каждому индивидуальный подход, помогает советом.
Считают себя носителями перемен Считают себя носителями перемен Обладают смелостью и мужеством Верят в людей Ими движут фундаментальные ценности Учатся всю жизнь Способны справляться со сложностями, неопределенностью и двусмысленностью Обладают видением перспективы
ИДЕЯ: стремление к достижению целей организации расширяет возможности работников в достижении их частных целей ИДЕЯ: стремление к достижению целей организации расширяет возможности работников в достижении их частных целей Интерактивный руководитель заботится о достижении консенсуса, участии в работе всех членов коллектива, их взаимодействии и взаимопонимании, а источником его влияния являются взаимоотношения, а не должностные полномочия и власть
Концепция руководства как обслуживания предполагает, что в основе управления лежит забота менеджера об удовлетворении потребностей работников Руководители сервисного типа служат достижению целей и потребностей своих подчиненных и реализации общей цели или задачи организации в целом
Роль руководителя заключается в правильном подборе игроков, в обучении и развитии подчиненных Руководители-тренеры воспринимают свой стиль управления как поддерживающий, но временами им необходимо грубо «встряхнуть» подчиненных, отправить кого-то на «скамейку запасных», проявить жесткость
Ольга: я сделала то, что мы согласовали, но это не работает. Ольга: я сделала то, что мы согласовали, но это не работает. Менеджер: Должно быть Вы сделали что-то неправильно! Сделайте как следует вместо… КОУЧИНГ Ольга: я сделала то, что мы согласовали, но это не работает. Менеджер: Сейчас я должен пойти поговорить с Сергеем одну минуту. Посмотрите, нельзя ли установить точно, где и когда произошло блокирование, а я вернусь, чтобы помочь Вам найти решение. Через десять минут менеджер возвращается. Ольга: Я нашла решение. Сейчас все работает нормально. Менеджер: Здорово. Что Вы сделали? Это не скажется на чем-нибудь другом? Ольга: Проблема была вот в этом, и я обошла ее следующим образом…побочные эффекты отсутствуют, я проверила. Менеджер: По-моему, великолепно. Видите, как хорошо получается, если Вы стараетесь!