Сущность и функции планирования Типы и модели планирования Миссия, цели и ценности организации Диагностика внешней и внутренней среды
Цель – желаемое состояние, которого стремится достичь организация План – описывает пути достижения цели и конкретизирует распределение ресурсов, графики работ, задания и прочие действия.
технико-экономическое планирование; технико-экономическое планирование; оперативно-производственное планирование
стратегическое; стратегическое; тактическое; оперативное
Стратегические цели – общие утверждения, описывающие состояние организации в будущем. Стратегические цели – общие утверждения, описывающие состояние организации в будущем. Стратегические планы определяют действия, которые компания намеревается предпринять для достижения стратегических целей (до 5 лет).
Тактические цели – результаты, которых должны достичь подразделения и основные отделы фирмы. Тактические цели – результаты, которых должны достичь подразделения и основные отделы фирмы. Тактические планы определяют конкретные действия подразделений, направленные на достижение стратегических целей (1 год).
Операционные (оперативные) цели – конкретные результаты, которых должны достичь отделы, рабочие группы и индивидуальные работники. Операционные (оперативные) цели – конкретные результаты, которых должны достичь отделы, рабочие группы и индивидуальные работники. Операционные (оперативные) планы разрабатываются на низших уровнях организации, указывают последовательность действий по достижению операционных целей и обеспечивают выполнение тактических планов.
краткосрочное или текущее (один год, квартал, декада или неделя); краткосрочное или текущее (один год, квартал, декада или неделя); среднесрочное (в пределах 1-3 лет); долгосрочное или перспективное (от 3 до 10 лет)
Планы достижения определенных целей Планы достижения определенных целей Крупные проекты, выполнение которых может потребовать нескольких лет Масштабные планы; могут включать в себя несколько проектов Пример: строительство новой штаб-квартиры; перевод всей документации на цифровые носители
Набор планов, направленных на достижение определенной цели Набор планов, направленных на достижение определенной цели В сравнении с программами отличаются меньшими масштабами и сложностью, более коротким горизонтом планирования Часто являются частью крупной программы Пример: ремонт офиса; внедрение в компании внутренней сети
Политика фирмы Политика фирмы Правила Процедуры
Общее руководство действиями Общее руководство действиями Основывается на общих целях / стратегическом плане организации Определяет рамки для принятия решений Примеры: политика в отношении использования Интернета и e-mail; политика в отношении проявлений сексуальных домогательств
Относятся к одной области деятельности Относятся к одной области деятельности Описывают надлежащее выполнение тех или иных конкретных действий Могут применяться в зависимости от условий Пример: запрет на прием пищи в тех помещениях компании, где работников могут увидеть посетители
Иногда называются стандартными операционными процедурами Иногда называются стандартными операционными процедурами Детально описывают последовательность шагов, направленных на достижение определенного результата Примеры: процедура возврата денег, процедура рассмотрения жалоб работников, процедура выпуска новых облигаций взамен старых
Управление по целям (Management by Objectives, MBO) – это метод планирования, предусматривающий определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого отдела, проекта, работника, используемых для последующего мониторинга результатов работы организации Управление по целям (Management by Objectives, MBO) – это метод планирования, предусматривающий определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого отдела, проекта, работника, используемых для последующего мониторинга результатов работы организации
Постановка целей Постановка целей Разработка планов действий Контроль продвижения к целям Оценка общих результатов работы
Плюсы Плюсы
Распределение ресурсов Распределение ресурсов Адаптация к внешней среде Внутренняя координация Организационное стратегическое предвидение
мониторинг и анализ факторов внешней и внутренней среды, мониторинг и анализ факторов внешней и внутренней среды, выработка решения и моделирование будущего состояния компании, разработка стратегического плана, контроль реализации и выработка регулирующих воздействий при отклонении от намеченных показателей.
отличать организацию от других организаций; отличать организацию от других организаций; описывать задачу, которую организация хочет выполнить (не обязательно ту, которую она выполняет сейчас); быть простым.
Кто наш клиент? Кто наш клиент? Какие товары или услуги мы ему предлагаем? Кто такие мы как продавцы товаров или услуг? Каковы наши ценности? Что делает нас уникальными и отличными от других?
«ВГУЭС — предпринимательский инновационный университет, центр образования международного уровня в сфере бизнеса и сервиса. Университет занимает ведущие позиции в области информационных технологий в образовании, содействует укреплению позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы готовим студентов к успеху в учебе, карьере и жизни». «ВГУЭС — предпринимательский инновационный университет, центр образования международного уровня в сфере бизнеса и сервиса. Университет занимает ведущие позиции в области информационных технологий в образовании, содействует укреплению позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы готовим студентов к успеху в учебе, карьере и жизни».
являются фундаментом для процесса менеджмента в целом; определяют способы повышения эффективности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.
Specific Specific Measurable Area bounded Realistic Time bound
Прибыльность Прибыльность Рынки Производительность (эффективность) Продукция Финансовые ресурсы
Производственные мощности, здания и сооружения Производственные мощности, здания и сооружения Исследования и внедрение новшеств Организация (изменения в структуре или деятельности) Человеческие ресурсы Социальная ответственность
Разрабатывается перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия. Разрабатывается перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия. Оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием. Дается оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5-балльной шкале: «пять» — сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» — отсутствие воздействия, угрозы. Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.
Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке.
определение экономических характеристик отраслевого окружения; определение экономических характеристик отраслевого окружения; оценка степени конкуренции; выявление движущих сил конкуренции; определение ключевых факторов успеха; заключение о степени привлекательности отрасли.
Анализ будущих целей конкурентов Анализ будущих целей конкурентов Оценка текущей стратегии конкурентов Обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании Углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей Расширение диапазона возможных товаров Благодушие конкурентов Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки Благоприятный сдвиг в курсах валют Большая доступность ресурсов Ослабление ограничивающего законодательства Ослабление нестабильности бизнеса
Ослабление роста рынка, неблаго­приятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов Ослабление роста рынка, неблаго­приятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей Ожесточение конкуренции Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости Неблагоприятный сдвиг в курсах валют Усиление требований поставщиков Законодательное регулирование цены Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса
маркетинг маркетинг финансы (бухгалтерский учет) операции (производство) человеческие ресурсы культура и имидж фирмы
Доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка и конкурентоспособность. Разнообразие и качество ассортимента изделий. Рыночная демографическая статистика.
Рыночные исследования и разработки. Рыночные исследования и разработки. Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара. Прибыль
Четко проявляемая компетентность Четко проявляемая компетентность Адекватные финансовые источники Высокое искусство конкурентной борьбы Хорошее понимание потребителей Признанный рыночный лидер Четко сформулированная стратегия Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности Проверенное надежное управление Надежная сеть распределения Высокое искусство НИОКР Наиболее эффективная в отрасли реклама
Потеря некоторых аспектов компетентности Потеря некоторых аспектов компетентности Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии Рыночное искусство ниже среднего Отсутствие анализа информации о потребителях Слабый участник рынка Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами Устарелые технология и оборудование Потеря глубины и гибкости управления Слабая сеть распределения Слабые позиции в НИОКР Слабая политика продвижения