Тема 8. Мотивация
План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение Особенности систем мотивации на российских предприятиях
«Насколько авторитарной ни являлась бы организация, она должна удовлетворять амбиции и потребности своих членов и делать это по отношению к ним как к индивидам» П. Дракер
Мотивация - совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий
Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности
Мотив – это: побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности
Стимул – внешнее побуждение активности работника, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т.д.
В качестве стимулов могут выступать любые блага, удовлетворяющие значимые потребности человека: отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия.
Модель мотивации через потребности
Закон результата Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу
Теория СВР (ERG) Клейтона Альдерфера
Теория приобретенных потребностей Дэвида Макклелланда Потребность власти Потребность успеха (достижения) Потребность причастности
Теория двух факторов Ф. Герцберга
Теория ожидания Виктора Врума
Теория справедливости (равенства) Стейси Адамса Индивид — человек, который рассматривает оценку организацией его действий с позиций справедливости и несправедливости. Сравниваемые лица — отдельные люди и группы людей, по отношению к которым индивид проводит сравнение оценки своих действий. Воспринятое вознаграждение индивида — объединенная сумма вознаграждения, полученная индивидом за отдельные результаты деятельности
Теория справедливости (продолжение) Воспринятое вознаграждение других — сумма всех вознаграждений, которые в представлении индивида получили сравниваемые лица. Воспринятые затраты индивида — восприятие человеком того, что он внес со своей стороны для осуществления действий и получе­ния результата. Воспринятые затраты других — представление индивидом о совокупной величине затрат вклада, осуществленного сравниваемыми лицами. Норма — отношение воспринятых затрат к воспринятому вознаграждению.
Теория справедливости (продолжение) Норма первого типа отражает соотношение воспринятого вознаграждения индивида к воспринятым затратам индивида Норма второго типа отражает отношение воспринятого вознаграждения других к воспринятым затратам других
Если нормы равны, то человек, даже и при меньшем вознаграждении, ощущает справедливость, так как в данном случае имеется равенство. Если его норма ниже, то он считает, что его вознаграждают недостаточно. Если же его норма выше, то он считает, что его излишне вознаграждают.
Тема 10. Коммуникации План лекции Виды коммуникаций в организации Элементы и этапы коммуникационного процесса Коммуникационные барьеры и пути их преодоления Коммуникационные сети Коммуникационные стили
Спасибо за внимание!