Оценивание в проектной деятельности «Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор» Генри Форд
Педагогическое оценивание занимает центральное место среди других элементов педагогического процесса В педагогическом процессе без оценивания пропадает обратная связь, ни учитель, ни ученик не получают подтверждений о результатах своего труда. Можно утверждать, что существует прямая зависимость мастерства оценивания и педагогического мастерства учителя.
Сегодня в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса.
Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. Важно подчеркнуть, что речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки.
Функции системы оценивания
Оценочная деятельность включает элементы:
Логика процедуры оценки качества Формулируется цель оценки;Выделяется объект, производится описание его наиболее существенных характеристик (показателей);Осуществляется процедура его измерения (определяется параметр);Производится сравнение реальных характеристик с идеальными, нормативными; Делается суждение о качестве объекта относительно критерия или нормы.
Оценивание при использовании проектного метода должно быть спланировано таким образом, чтобы: Использовались различные стратегии оценивания Оценивание проводилось постоянно в ходе проектной деятельности Оценивалось решение наиболее важных задач при изучении учебной темы Учащиеся вовлекались в процессы оценивания.
Для того, чтобы вовлечь учащихся в процесс оценивания, учащимся необходимо предоставить следующее: Информацию о четких критериях оценивания продуктов проектной деятельности Руководства по выполнению качественной работы Возможность наблюдать за своим собственным прогрессом Рекомендации по составлению конструктивных отзывов в адрес своих одноклассников и учету отзывов одноклассников для улучшения своей работы Время для размышлений и совершенствования продуктов проектной деятельности и определения новых идей.
Как же организовать процедуру оценивания проектной деятельности, соответствующую этим требованиям?
ОЦЕНИВАНИЕ
Определение опыта и потребностей учащихся - мотивирующее оценивание: базовый опыт начальные знания и навыкиналичие ошибочных представлений и ложных концепций у учащихсяинтересы к изучению новой темы
Поощрение самоуправления и сотрудничества -формирующее оценивание: способность учеников брать на себя ответственность за свое обучениенавыки межличностного общенияпонимание обратной связинавыки оценивания работы сверстников
Мониторинг прогресса – формирующее оценивание: Продвижение в решение неоднозначных и открытых задачНеобходимость коррекции со стороны учителя (инструкции, информация и т.п.)
Проверка понимания и поддержка метапознания -формирующее оценивание: Инструменты, которые помогают учащимся понять:Что они изучают?Как они учатся?
Демонстрация понимания и умений – итоговое оценивание: Продукты деятельностиПортфолио – коллекции продуктов, отражающие усилия, прогресс и достижения учащихсяРабота учащихся в ходе конференции – события, когда учащиеся обсуждают свои портфолио, примеры работ, интересы, обучение, его цели
Продукты и задачи для выполнения