Оценивание результатов деятельности организаций в государственном секторе науки
Содержание Тенденции развития российской наукиРесурсы VS результатыПотребность в системе оцениванияНовые вызовыНедостатки и ограничения существующих инструментовМеждународная практикаРаспространенность и применение методов оцениванияВнедрение единой системы оценивания в РоссииОсновные принципыМетодологияПилотное обследование
Результативность науки и технологий: динамика государственного финансирования Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета(в постоянных ценах 1991 г.)
Результативность науки и технологий: утрата конкурентных позиций
Потребность в системе оценивания Рост затрат государства на НИОКР – больший акцент на результативностьПоиск более эффективных механизмов финансирования: бюджетирование по результатамОценивание результатов деятельности государственных научных организаций Инструмент обратной связи между результатами и ресурсамиФактор гибкого перераспределения ресурсов между государственными научными организациями
Цели и ограничения системы оценивания в госсекторе науки Цель – повышение эффективности государственного финансирования научных исследований и разработокОграниченность сферы оцениванияФЦП Научные фондыОпыт РАН, аккредитация образовательных программ вузовКонкурс инновационных образовательных программ Несбалансированность существующих методов и процедур оцениванияПреобладание субъективного экспертного оценивания при недостатке объективных количественных методовПроблема доступа к первичным даннымЗакрытость внутренней системы отчетности ведомственных научных организаций Финансовая отчетность государственных научных организаций не содержит индикаторов результативности
Практика оценивания научных организаций в развитых странах США: Национальные лаборатории, Национальный институт здоровья, Научно-исследовательские центры в сфере обороны, здравоохранения, энергетики…Германия: Научные сообщества Макса Планка, Лейбница, Гельмгольца, Фраунгофера…Франция: CNRS, Национальные институты научных исследований -сельского хозяйства (INRA), -здравоохранения (INSERM), -рака (INCA), IFRIMER…Великобритания:Советы по финансированию высшего образования, б. Департамент науки и технологий…ЯпонияИнститут академических степеней и оценивания университетовФинляндияSITRA, TEKES, Академия ФинляндииНидерландыКомиссии по оценке научных исследований при Министерстве образования, культуры и наукиИталия: CNRНорвегия, Дания, Корея, Испания, Швеция, Австрия,…
Практика оценивания научных организаций в развитых странах:Последствия Примеры решенийпо отношению к неэффективным научным организациям
Внедрение единой системы оценивания: Основные требования Сферы примененияФормирование планов НИР и определение объемов финансированияОптимизация сети научных организаций госсектораИнструмент бенчмаркинга для негосударственных научных организацийПорядок проведения оцениванияРазработка методики (типовой и ведомственных)Организация регулярных статистических обследований и экспертизФормирование оценочных комиссийПолучение содержательных отчетов о результативности деятельности каждой научной организации,включая рекомендации по дальнейшей организации работы и финансированиюФормирование единой базы данных по результатам оценивания научных организаций
Внедрение единой системы оценивания: Формирование оценочных комиссий Принципы работы комиссииНезависимостьОткрытость критериев и методик оцениванияВовлечение заинтересованных сторонМинимальная дополнительная нагрузка на оцениваемые организацииСостав комиссииПредставительство заинтересованных сторон (органы исполнительной власти, бизнес, научное сообщество, некоммерческие организации)Формирование групп экспертов на основе принциповкомпетентностиавторитетанезависимости (отсутствия личной заинтересованности в результатах оценивания)
Внедрение единой системы оценивания: Форма результатов оценивания Заключение комиссииХарактеристика результативности организации по основным критериямРекомендации по дальнейшему развитию научной организацииКатегории научных организаций по результатам оцениванияОрганизации, утратившие научный профиль и перспективы развития преобразование или ликвидацияОрганизации, нуждающиеся в реорганизации реорганизация с целью улучшения деятельностиОрганизации, демонстрирующие стабильность и удовлетворительную результативность поддержка развитияОрганизации-лидеры поддержка развития (возможно: присвоение особого статуса)
Пилотное обследование результатов деятельности государственных научных организаций Выборка – 119 государственных научных организаций (ГНЦ, государственные отраслевые академии и т.д.)Пилотный проект по экспертному оцениванию (ФТИ им. А.Ф. Иоффе)Структура показателей:
Методология
Основные критерии оценивания
Дифференциация организаций по уровню конкурсного финансирования НИР
Дифференциация организаций по уровню научной специализации
Дифференциация организаций по уровню публикационной активности
Пример ранжирования по группам индикаторов
Пример сводного ранжирования
Макроуровень: выделение типичных кластеров государственных научных организаций Кластер 1 («Национальные лидеры»)Высокое качество и результативность НИРВысокая ресурсообеспеченностьВысокий организационный потенциалВысокая финансовая устойчивостьВысокая продуктивностьКластер 2 («Фундаментальный профиль»)Высокое качество и результативность НИРВысокий организационный потенциалНизкая финансовая устойчивостьНизкая продуктивностьКластер 3 («Ведомственный профиль»)Низкое качество и результативность НИРВысокая ресурсообеспеченностьНизкий организационный потенциалНизкая финансовая устойчивостьВысокая продуктивностьКластер 4 («Аутсайдеры»)Низкое качество и результативность НИРНизкая ресурсообеспеченностьНизкий организационный потенциалНизкая финансовая устойчивостьНизкая продуктивность
Применение результатов: индивидуальные отчеты Научная организация ********Один из самых низких уровней результативности НИР: 12.9 публикаций на 100 исследователей; нет публикаций по SCI/SSCI; 0.2 патента на 100 исследователей; отсутствуют международные контракты.Отсутствуют связи с реальным сектором (контракты с частными предприятиями, инновационные проекты, соглашения по трансферу технологий и т.д.).Низкая ресурсообеспеченность. Все оборудование имеет возраст более 5 лет; нет уникального оборудования; 62% площадей требуют капитального ремонта; только 13.1% научного персонала имеют ученые степени.Удовлетворительная финансовая устойчивость. Относительно высокий средний уровень оплаты труда (33582 руб.). Основная доля финансирования НИР поступает из федерального бюджета (79%). Конкурсное финансирование и гранты отсутствуют.Нет признаков организационного развития. Нет центров трансфера технологий, образовательных подразделений, технопарков, инкубаторов, маркетинговых подразделений и т.д.Крайне низкая продуктивность (26.7 тыс. руб. на одного научного работника), малая доля НИР в общей выручке (3.5%). Высокий уровень производственной активности: 732.6 тыс. руб. в расчете на одного научного работника.Научная организация *************Удовлетворительный уровень результативности НИР. Высокий уровень активности по грантам (49.1 % финансирования НИР). Имеются международные контракты (28.4%). 71 сотрудник обладает правами на интеллектуальную собственность.Слабая связь с реальным сектором (0.9% финансирования НИР). Нет инновационных проектов, деятельности по трансферу технологий и т.д.Удовлетворительный уровень ресурсообеспеченности; в наличии 5 опытных цехов, площади не требуют капитального ремонта.Высокий уровень финансовой устойчивости. Дифференцированное финансирование НИР: 47.9% - бюджетные источники; 24.8% - международные источники; 26.4% - источники реального сектора. Размер оплаты труда на уровне среднего (в среднем 14129 руб.).Высокий уровень организационного потенциала. В наличии технопарки и образовательные подразделения.Высокий уровень продуктивности (340.3 тыс. руб. в расчете на одного научного работника).
Благодарю за внимание!