Контрольно-оценочная самостоятельность учащихся как основа самостоятельной деятельности школьника Подготовила:учитель русского языка и литературы Тараканова Н.Г.
Формирование у школьников компетенции "учебная самостоятельность" Форма, качество и содержание образования стало определяться не только государственным заказом, но и спросом, возникающим в разных социальных группах, каждая из которых отличается собственным пониманием “смысла жизни” и своими финансовыми возможностями для его воплощения.
Компетентностный подход - совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Новая задача - подготовить учащихся самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни предшествующих поколений.
Чему учить? и Как учить?
Ключевые компетенции - применительно к школьному образованию понимается как способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Учебная самостоятельность - умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне.Н. Ф. Виноградова, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования
Учебная самостоятельность - выход за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях А.Б. Воронцов, кандидат педагогических наук
Задача учеников - в освоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в умении учиться. Задача педагога – ориентируясь на методы учения школьников, направленные на формирование желания и основы умения учиться, создать условия для вариативности образования учащихся и помочь им овладеть основами учебной самостоятельности.
Цикл специальных занятий “Что такое…” “Что значит…” “ Учимся…”
Самостоятельность всегда считалась одной из важнейших человеческих добродетелей, это основной вектор взросления.
Элементы безотметочной системы
Прежде чем чему-то научить,Следует самим нам научитьсяДетские ошибки возлюбить,Чтобы лишний раз не ошибиться.Главное, зависимое слово,Спинку ровно, ручка, карандаш…Раз за разом, год за годом снова,А на выходе – ребячий гений наш.
Самооценка содержание оценочной деятельности учителя развитие у обучающегося умения дать самому себе содержательную характеристику работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля
Нискае сонце ослипитильно била вглаза. Море подним вовсю шырину горела, как магний. Степ абрывалас с разу. Крутая дарошка вила зигзагами внис. Петя превык бегат поней басеком. Батинки стисняли мальчека. Подмётки скальзили. Ноги бижали сами собой.
“Правописание безударных гласных в корне слова” В…щевой, в…лна, гр…ница, д…ржать, др…бить, зам…рзать, зн…мёна, к…тать, к…дать, к…вёр, к…льцо, л…скать, л…вша, л…чить, м…слёнка, м…нять, нар…дить, н…мой, оз…ро, ос…нь, п…хать, п…хучий, пр…мой, п…тёрка, с…бор.Задание 1-го уровня: Обозначьте в словах корень и вставьте пропущенные буквы. К пяти существительным подберите проверочные слова. Задание 2-го уровня: Обозначьте в словах корень, вставьте пропущенные буквы; рядом с глаголами запишите проверочные слова. С выделенными словами составьте простые предложения. Задание 3-го уровня: Выпишите любые 15 слов, обозначьте в них корень, поставьте ударение, в скобках напишите проверочные слова. Со словом ребро составьте несколько предложений с учётом его значений. Проверьте себя по словарю.
Для заданий любого уровня необходимо было - умение правильно подбирать проверочное слово к слову с безударной гласной в корне слова, - умение правильно выделять корень. Для учащихся, работающих со вторым уровнем сложности, необходимо - умение видеть морфологические особенности слов и умение составлять предложения. Для самого высокого, третьего уровня, необходимо - знание орфоэпических норм и умение работать со словарём.
об_жать вокруг дома об_жать малышей зап_вать в хорезап_вать молоком пос_деть от старости пос_деть в сквересл_зать с лестницы сл_зать сметану пол_скать горлопол_скать ребёнка отв_рить яйца отв_рить двериЗадание: подобрать проверочные слова, выделив корни в словах с пропущенными буквами. Домашнее задание: составить связный текст, используя 4 пары слов с безударными гласными. (При этой работе оценивается умение подбирать проверочные слова и умение составлять предложения и связный текст.)
Пособие для учащихся по русскому языку Л.А. Ахременковой “К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором”
Должен быть однозначный критерий оценивания: (количество орфограмм, количество предложений и т.д.), оценивание данных работ было объективно, ученик и учитель знали, что будет оцениваться при той работе, которую ученик выполняет на определённом этапе
Карта знаний как одна из форм контроля и самоконтроля тетрадь с опорными конспектами система консультантов «карта знаний» «карта счастливых правил»
Условные обозначения + - ученик знает правило? - сомневаюсь в его знаниях - ученик плохо знает правило - совсем не ориентируется в учебном материале - причине не сдал это правило
Что помогает сделать «карта знаний»? дает учителю полную картину знаний учащегося (выявляет пробелы и позволяет работать с ними индивидуально) “подталкивает” ученика к улучшению учебных результатов (результаты учебного процесса значительно улучшились) и, естественно, укреплению знаний, а в результате – приучает к постоянному самоконтролю и способствует процессу саморазвития, вырабатывает многие позитивные качества (индивидуальные у каждого подростка).
Какие необходимые условия требуется соблюдать при ее применении? Строго дозированный учебный материал (в виде правил в Тетради для опорных конспектов) Ежеурочный контроль за знанием правила (теории и практики) с занесением результатов в Карту знаний Обеспечение каждого ученика класса Картой знаний по теме Создание системы консультантов, которые контролируют исправленный результат и в случае необходимости помогают преодолеть трудности учебного процесса Четкое определение временных границ на пересдачу правила Поощрение лучших учеников, освобождение от зачета (участие в зачете в роли эксперта)
Спасибо за внимание!