Речевой коррекционно - развивающий центр старшей группы детей с ОНР
Цель: коррекция отклонений в развитии детей, стимуляция речевой деятельности и речевого общения Задачи:Развитие слухового внимания.Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.Развитие пространственной ориентации.Развитие ориентировки во времени.Развитие мелкой моторики.Развитие речевого дыхания.Развитие подвижности артикуляционного аппарата.Автоматизация и дифференциация звуков.Развитие фонематического слуха и восприятия.Обучение элементам грамоты.Словарная работа.Развитие грамматического строя речи.Развитие связной речи.
Наполняемость уголка Разнообразие материалаСистемностьДоступностьЭстетика оформленияСоответствие возрастуКритерии
Наполняемость коррекционно-развивающего центра
В основу наполняемости положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателем тесным и плодотворным. Содержание определяется в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном центре еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.Разнообразие дидактического оснащения должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Весь материал, в рамках лексической темы, подобранный специалистами группы, должен соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игровой материал должен быть доступным. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном центре по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Она регулируется взрослыми в соответствии с разделами программы и решаемыми коррекционными задачами.Красота формирует ребенка, поэтому мы уделяем большое внимание эстетике коррекционного центра. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В тоже время необходимо научить детей поддерживать порядок в центре и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Мелкая моторика “Театр на прищепках”Цель: Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, развивать координацию движений, развивать речь.2. “Рисованный конструктор”Цель: Научить соединять и комбинировать различные фигуры между собой и составлять из них изображение: домик, дерево, машину и д.р., развивать мелкую моторику пальцев рук.
Звукопроизношение Пособие по развитию речевого дыхания “Вертячки”, “Бабочки”, “Мыльные пузыри”, “Надувные трубочки”.Цель: Воспитание правильного физиологического дыхания. Развитие речевого дыхания2. Развитие фонетического слуха и восприятия игра “Подбери слова с заданным звуком”.Цель: Находить слова с заданным звуком в начале, середине и конце слова, развивать слуховое восприятие, фонематический слух.
Лексика Пособие по расширению и уточнению словаря по темам: “Ягоды”, “Насекомые”, “Грибы”, “Цветы”, и д.р.Цель: Активация, уточнение, расширение словаря.
Грамота Игра головоломка “Конструктор букв”.Цель: Восприятие правильного начертания букв, трансформация одной буквы. Совершенствование интеллекта. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.2. Игра “Шнуровка”, “Яблонька”, “Снеговик”.Цель: Развитие мелкой моторики; координация глаз-рука, точные движения. Развитие внимания, памяти, речи, тренировка чтения, развитие словотворчества.
Грамота 3. Развивающая игра “Делим слова на слоги”.Цель: Закрепить навыки слогового анализа слова, знакомство с ударением в словах, развитие памяти, внимания, мышления.
Связная речь 3. Пособие “Рассказы по картинкам”.Цель: Развитие связной речи, мышления, знакомство с окружающим миром, закрепление представления об осени.