«Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка» Екшибарова Любовь Григорьевна - учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 98» г. Барнаула
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год).
Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).
Основное умение – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. РД включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте , умения и навыки анализа текста.
Актуальность проблемы: Выполнение экзаменационной работы по русскому языку требует от выпускника школы следующих умений: оценивать языковые явления с точки зрения нормативности; Использовать основные приёмы переработки текста;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления; создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль.
Ключевой единицей курса русского языка становится текст. учащиеся овладевают новой областью языкознания –лингвистикой текста; возникают новые возможности понимания слова, оборотов речи, грамматических форм, конструкций в выражении мысли; создается единое пространство изучения русского языка и литературы (филологический подход);
Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов.
через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.
Порождаются новые типы заданий: -подготовка к выразительному чтению текста; -письмо стихов по памяти; -изложение образцов текста, - собственное творчество по образцам, - редактирование своего сочинения.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом: - комплексная работа с текстом; - лингвистический анализ текста; - «самодиктанты»; - лексические разминки; - тематические (речевые) уроки;
- сочинение-рассуждение, мини-изложение, мини-сочинение; - редактирование текста; - различные виды диктантов; - интеллектуально-лингвистические упражнения; - работа с текстами-миниатюрами;
Перед обучающимися ставится цель: - понимать читаемый текст, - определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, - развивать высказанную мысль, - аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, - отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, - соблюдать при письме нормы литературного языка.
ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ САМОДИКТАНТЫ: Тексты для них – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, тексты упражнений учебника или «мудрые мысли». ДИКТАНТЫ с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, по аналогии, диктанты с продолжением).
Ситуативные упражнения: -Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Опишите картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, чем вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. (конкурс экскурсоводов)
- Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает речевые ошибки. Исправьте их: 1) Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 2) Впереди лидирует команда наших спортсменов.
Дидактические игры: 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Уроки по лингвистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.