Презентация урока русского языка
Лексическое значение слов.
Цель: Познакомиться с понятием синонимов, антонимов, омонимов; научиться узнавать их и употреблять в собственной речи. Задачи: *ШАГ 1 Вспоминаем пройденное на прошлом уроке. *ШАГ 2 Знакомимся с новыми понятиями. *ШАГ 3 Выполняем практические задания. *ШАГ 4 Проверяем себя.
Здравствуй, мой Ученик! Спешу напомнить тебе то, о чём ты, возможно, успел подзабыть… ЛЕКСИК словарный состав языка Большинство слов имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ т.е. главный смысл. Но иногда мы затрудняемся определить, что обозначает то или иное слово. ЧТО ДЕЛАТЬ?
У тебя есть несколько вариантов:
В языке существуют следующие ЛЕКСИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ:
Синонимы - это слова, близкие по лексическому значению. НАПРИМЕР: Красивый Симпатичный Прекрасный Милый Прелестный Пригожий ( разг.) Очаровательный Обаятельный Обворожительный
ЗАДАНИЕ №1 Замени в следующих предложениях повторяющийся глагол ПОДНЯТЬСЯ подходящими по смыслу синонимами. *Какой вывод о роли синонимов в речи ты можешь сделать из этого задания? Ты совершенно прав: синонимы делают речь более грамотной, выразительной, избавляют речь от повторения одних и тех же слов, т.е. от однообразия.
Синонимы различаются стилистической окраской. Среди них есть нейтральные ( глаза, разговор ), книжные ( очи ), разговорные ( болтовня ). ЗАДАНИЕ №2 В данном предложении подчеркни слово, которое вводит слова автора в прямую речь. Придумай и запиши к нему по два синонима, распределив их в три столбика в зависимости от стиля употребления. И сказала скалка: «Мне Федору жалко…»
ЗАДАНИЕ № 3 Расположи слова в синонимических рядах по степени нарастания признака действия. Небольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный, незаметный. Порок, слабость, недостаток. Улыбаться, хохотать, смеяться, гоготать, хихикать, прыскать, усмехаться. Ярость, бешенство, исступление, гнев. Запомни! Такое расположение слов называется ГРАДАЦИЯ.
Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению.
Только что ты узнал и запомнил определение антонимов. А для чего необходимы они в речи? Умелое использование антонимов придаёт речи особую остроту. Они обладают огромными выразительными возможностями и могут использоваться для характеристики героев литературных произведений.
ЗАДАНИЕ № 4 Запиши предложения, переделав их так, чтобы они приобрели противоположный смысл. В первом классе я плохо учился. Мои тетради были грязные, неряшливые. Почерк у меня был небрежный. Мама очень переживала за меня. Из-за этого у меня всегда было плохое настроение. В первом…
ЗАДАНИЕ №5 Подбери к данным словосочетания с противоположным значением. МЯГКИЙ воск - … свет - … наказание - … климат - … вода - … знак - …
Омонимы – это слова одинаковые по звучанию или написанию, но разные по значению. НАПРИМЕР: Ключ ( от замка) Ключ ( ручей) Различают: Омографы Совпадают в написании, Различаются ударением Например: ЗАМОК - ЗАМОК Омофоны Совпадают в звучании, Различаются написанием. Например: ПЛОД - ПЛОТ Омоформы Совпадение звучания отдельных форм слов. Например: ПЕЧЬ ( сущ.) ПЕЧЬ ( гл.)
ЗАДАНИЕ № 6 С подчёркнутыми словами составь омонимичные словосочетания.
ЗАДАНИЕ № 6 Ответом на каждый вопрос служит омоним. Отгадай ответ и запиши его. Каким ключом нельзя отвернуть гайку? Какую ноту кладут в суп? Какой лук не крошат в салат? Из какого крана нельзя налить воды? В каких лесах нельзя заблудиться? Какой ручкой нельзя погладить кошку? Какой кистью не покрасишь окно?
Давай вспомним, какую цель мы поставили себе в начале пути… Цель: Познакомиться с понятием синонимов, антонимов, омонимов; научиться узнавать их и употреблять в собственной речи. 1. Ты легко можешь дать определение синонимам, антонимам, омонимам? 2. Теперь ты уверенно определишь их в любом тексте и точно не спутаешь друг с другом? 3. Ты обещаешь использовать их в своей речи? Ты утвердительно ответил на все вопросы? Поздравляю! Ты успешно прошёл все испытания, мой ученик.
Ты молодец! Сумел решить все задачи и достиг главной цели. До новых встреч!