Урок №3 Тема: Предложение – единица языка и речи. Цель урока: развить знания учащихся о главных членах предложения, находить подлежащее и сказуемое.
Прочитайте. Вставьте номера в необходимую строку. 1) юг на птиц улетит. 2) птицы улетают на юг. 3) дождь уныло моросит. 4) уныло моросит дождь. 5) я хочет мороженого. 6) я хочу мороженого. Набор слов ________________________ Предложения ______________________
Прочитай набор слов. Подумай, какой признак предложения отсутствует в каждом случае, и впиши номер на соответствующую строчку. 1) Корову дает молоко. 2) Я попробовал сделать. 3) Маленький ушастый поросенок. Нет информации об одном из главных членов предложения (о предмете речи) ________________ Нарушена грамматическая связь ___________________ Мысль не закончена _____________________________
Выпиши и подчеркни ключевые слова: а) в предложении: Маленькие ножки бегут по дорожке. б) в наборе слов для предложения: рос кочке маленький на моховой грибок.
Прочитайте. Выделите главные члены предложения. 1. Маленькая фея с серебристыми крылышками порхала с цветка на цветок. 2. Между кустами тихо журчал ручей. 3. Пузатый симпатичный барабан лежал на полу.
Исправь ошибки, если они есть. Лось не спеша шел по селу. вдруг собаки подняли лай. лось бросился во двор. Он пробил рогами стекло в окне дома. в комнате работал телевизор. Лесной гость с интересом стал смотреть передачу.
Прочитай предложения. Впиши на место пропусков слова, отвечающие на вопросы, которые находятся в скобках. 1. В саду расцвели яркие тюльпаны. тюльпаны (какие?) расцвели (где?) 2. У мышиной норки притаился большой голодный кот. кот (какой?) притаился (где?) у норки (чьей?)
Составь и напиши предложения из набора слов: 1. хоботком, нектар, длинным, тянет, из цветка, бабочка. 2. летят, серые, на юг, гуси. 3. большой, купили, шкаф, мы.
Вставь нужные знаки препинаний в конце предложений. Утверждение: У тебя разбита коленка Вопрос: У тебя разбита коленка Восклицание: У тебя разбита коленка
Прочитайте. Обведите цифры, около которых написаны тексты. 1. Солнце светит ярко. Мама купила вкусные конфеты. Осенью с деревьев облетаю листья. У тебя такая веселая собака. 2. Плачет киска в коридоре. У нее большое горе. Злые люди бедной киски не дают украсть сосиски. 3. Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы.
Вписать в предложения подходящие слова с предлогами. Тучи ползут __ __ . Школьники идут __ __. Птенчик сидит __ __. Рабочие спешат __ __. Лист оторвался __ __. Ребята пришли __ __. Самолет пролетел __ __. Маслёнок вырос __ __.
Спишите, исправьте ошибки и подчеркните главные члены предложения. В лесу и в Поле звери готовятся к зиме? Белка тащит в Дупло орехи. Подул холодный Ветер. На ветке сидела Птица.
Проверь себя: Задание1. Набор слов – 1, 5. Предложения – 2, 3, 4, 6. Задание2. Нет информации об одном из главных членов предложения (о предмете речи) – 3. Нарушена грамматическая связь - 1. Мысль не закончена – 2. Задание3. а) в предложении: Маленькие ножки бегут по дорожке. б) в наборе слов для предложения: рос кочке маленький на моховой грибок. Задание4. 1. Маленькая фея с серебристыми крылышками порхала с цветка на цветок. 2. Между кустами тихо журчал ручей. 3. Пузатый симпатичный барабан лежал на полу.
Задание5. Лось не спеша шел по селу. Вдруг собаки подняли лай. Лось бросился во двор. Он пробил рогами стекло в окне дома. В комнате работал телевизор. Лесной гость с интересом стал смотреть передачу. Задание6. 1. В саду расцвели яркие тюльпаны. тюльпаны (какие?) – яркие. расцвели (где?) – в саду. 2. У мышиной норки притаился большой голодный кот. кот (какой?) – большой голодный. притаился (где?) – у норки. у норки (чьей?) – мышиной. Задание7. 1. Бабочка тянет длинным хоботком нектар из цветка. 2. Серые гуси летят на юг. 3. Мы купили большой шкаф.
Задание8. Утверждение: У тебя разбита коленка . Вопрос: У тебя разбита коленка ? Восклицание: У тебя разбита коленка ! Задание9. 1. Солнце светит ярко. Мама купила вкусные конфеты. Осенью с деревьев облетаю листья. У тебя такая веселая собака. 2. Плачет киска в коридоре. У нее большое горе. Злые люди бедной киски не дают украсть сосиски. 3. Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы. Задание10. Тучи ползут по небу. Школьники идут в школу. Птенчик сидит в гнезде. Рабочие спешат на работу. Лист оторвался от ветки. Ребята пришли на каток. Самолет пролетел над океаном. Маслёнок вырос под пеньком. Задание11. В лесу и в поле звери готовятся к зиме? Белка тащит в дупло орехи. Подул холодный ветер. На ветке сидела птица.
Список литературы: 1. Русский язык «Книга для учителя»;3класс, Рамзаева Т.Г.;М.-2002г. 2. Русский язык в загадках; 1-4классы; Малахова М.М.; Волгоград -2005г. 3. Поурочные разработки по русскому языку, по программе Рамзаевой Т.Г., 3класс; М. -2004г. 4. Учебно-методическое пособие по русскому языку; 1-3классы; М.-2001г.