Готовимся к ГИА (задание А2) Лексическое значение слова
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «подъём»: Праздничный подъем и оживление испытывали оглушенные грохотом люди, с лицами, мокрыми от водяной пыли...
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «тихая»: И вдруг среди этого неживого пространства берёзка. Тонкая и тихая.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «катаклизмы»: Классики русской литературы проникли в глубочайшие глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов и постигли непостижимые сложности бытия людского.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «нежный»: И вода ожила, засверкала, поигрывая красками, воспламеняя дымно-курящийся воздух над собой, поджигая сумеречные серые берега. И те враз вспыхнули, объятые огнём, осветились изнутри нежным светом.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «открылась»: Им открылась страна, которой они никогда прежде не видели.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «партия»: Да ладно бы какая-нибудь злая, нетрениро- ванная лошадёнка, какие иногда попадаются в экспедициях. А тут был смирный, усталый лошак, прошедший с нашей геологической партией сотни километров.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «дорогá»: Твоя роза так дорогá тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «работа»: На одной из стен - портрет Л.Н.Толстого работы Ю.И.Игумновой.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «панорама»: Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому некогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу, кто ни разу не любовался этою величественной панорамой, тот не имеет понятия о Москве.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «зерно»: …Вдруг самым неожиданным образом является зерно будущего произведения.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «работа»: В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «переварить»: Бумажка, брошенная в лесу, должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя.
В каком предложении автор использует слово со значением «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений»? Память – одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… Запоминается то, что нужно; путём памяти накаплива- ется опыт, образуется традиция, создаются бытовые, семейные, трудовые навыки, общественные институты. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее предугадывается настоящим.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «вешний»: И дышалось возле дуба как-то особенно легко, словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «палитра»: Краски – материал живописи, материал художника. Палитра художника – вот настоящий праздник красок.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «проектируется»: Для человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки – это лаборатории, в которых проектируется мир.
Для человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки – это лаборатории, в которых проектируется мир. Особых навыков требует восприятие поэзии – далеко не каждый поймёт наставленье, скрытое под странными стихами. Но насколько богаче делается кругозор того, кто овладел искусством беседы с великими мастерами.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «надсаживаясь»: А он всю жизнь таскал, хрипя и надсаживаясь, по пескам, по грязи, по липкой глине, по косогорам, по «битым» дорогам и кривым проселкам скрипучие, плохо смазанные телеги с сеном, картошкой, яблоками и капустой.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «поступиться»: И сколько тут было людей, но не было ни одного лишнего, они все нужны мне, и я бы не поступился ни одним фотографом, обещавшим птичку, которая так и не вылетела, ни одним зеленщиком и уж подавно ни одним мороженщиком, ни одним таксистом и ни одной легкомысленной девицей.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «томиться»: По-моему, радость была не такая частая гостья в нашей семье, чтобы заставлять нас, детей, томиться, дожидаясь ее прихода.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «архаический»: Сначала на окраинной Нюстадтской редко, на больших расстояниях друг от друга, стояли некрасивые, по-моему даже еще не металлические, а деревянные столбы, увенчанные наверху простодушными, вовсе архаического и провинциального вида, стеклянными домиками.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «схватиться»: Он должен схватиться с тиграми и львами и поразить их своим мечом, чтобы остаться в живых...
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «остановится»: Пусть мальчик приезжает... Остановится прямо у нас.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «обернулся»: Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «светлая»: Ах, если бы хоть на минуту встать, задуматься, послушать себя, душу свою, проникнуться светлой грустью бледного листа — предвестника осени, ещё одной осени, ещё одного, кем-то означенного круга жизни…
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «верное»: Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «нетленная»: Вот почему так важно сохранить исторический образ города. В памятниках архитектуры - деяния предков, героическая боль многострадальной русской столицы и нетленная красота.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «высокий»: В.Г.Белинский называл Крылова «народным поэтом» - этого высокого звания не удостаивался ни один русский писатель.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «драматические»: Тургенев показывает драматические последствия крепостнических отношений, их развращающее воздействие на психологию народа.
Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «искусственность»: Искусственность и манерность барина Льва Александровича Агарина проявляется в его скептическом отношении к родной природе.
Литература Сычёва В.П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2010: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2009.