Муниципальное образовательное учреждение «Вожбальская общеобразовательная школа» Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Пахолкова Н. Н.
Учебник «Русского языка» по программе Быстровой Е. А. - включен в Федеральный перечень; - допущен Министерством образования и науки Российской Федерации; - соответствует стандартам второго поколения.
Содержание обучения русскому языку в 5 классе (210 часов) Система языка — 165 ч Речь. Речевая деятельность — 45 ч
- яркая обложка, - цветные иллюстрации, - ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, - межпредметная связь.
Усвоение содержания обучения предмета русскому языку обеспечивает формирование и развитие компетенции коммуникативная;лингвистическая (языковедческая); языковая;культуроведческая.
Коммуникативная компетенция – это способность, реальная готовность к межличностному и межкультурному общения адекватно целям, сферам и ситуациям общения.
Коммуникативная компетенция включает в себя:знание речеведческих понятий;овладение основными видами речевой деятельности в разных сферах общения;овладение основами культуры устной и пиьменной речи;предполагает умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера.
Речевой Проверяем себя аспект курса
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».
Цель обучения: - формирование навыков самого учебного процесса с учетом сферы, ситуации, адресата общения, социальной роли говорящих.Путь достижения цели :— речевая направленность самого учебного процесса, приближение его к условиям естественного общения.
Коммуникативные упражнения:сравните, сопоставьте, докажите,поправьте,возразите, предложите,объясните, уточните и другие. ,
Коммуникативные упражнения:б) часто создаются ситуации, которые требуют участия школьника в данном речевом общении.
Текст- основная единица обучения языку и речи; осуществляет изучение единиц языка, его грамматических форм и явлений;- средство овладения устными и письменными формами русской речи; обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание школьника; обеспечивает восприятие и принятие культуры русского народа, ее традиций и ценностей.
Отбора текстов в учебнике по принципу обучения языку как полифункциональному явлению.- тексты учебно-научной литературы;- художественной литературы;- публицистической литературы; - включены отрывки, фрагменты из изучаемых произведений русской литературы; из учебников по другим предметам;проблемного характера;рассказы о жизни животных;материал детских журналов.
Из художественной литературы
Из историй
Из информатики
Тексты проблемного характера
Рассказы о жизни животных
Из разговорной речи
Работы с текстами выразительно прочитать текст, озаглавить, определить основную мысль,написание сочинений и изложений, - работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим, синонимов , эпитетов, словообразовательным)- текстоведческий анализ текста ( тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).
Сочинение-миниатюра
Обучение проводится на фоне мира детства, его информационного пространства.Многие тексты могут быть знакомы учащимся, но авторы сочли возможным включить их в учебник, так как сложные явления русского языка целесообразнее усваивать на более простом текстовом материале.
Спасибо за внимание.