Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка (по УМК под ред. С.И. Львовой) Подготовила Мацкявичене Ю.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 им. О.Н. Мамченкова г. Елизова Камчатского края
Коммуникативная компетенция – умение высказываться в устной и письменной форме в соответствии с условиями речевого общения, свободно общаться на русском языке в разных сферах коммуникаций.
Актуальность Важность формирования всех видов речевой деятельности Необходимость грамотно, точно, логически стройно, последовательно передавать в устной и письменной форме собственные мысли с учетом условий речевого общения
Анализ результатов анкетирования Им трудно говорить перед классом; делать сообщения по ключевым словам и конспекту, если нужно сделать самостоятельный вывод; не умеют слушать другого человека; не умеют ждать возможности высказать свое мнение; не умеют считаться с мнением одноклассников; не умеют излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений; не умеют вести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе
УМК «Русский Язык» С.И. Львовой, В.В. Львова
Умения: выстраивать научное повествование и рассуждение на основе теоретического материала учебника упр. 174 – подготовьте сообщение на тему «Что я знаю о предложениях с прямой речью»; упр. 236 – используя материалы П.17, расскажите о грамматической и смысловой связи предложений в тексте.
Умения: передавать в устной форме содержание средств графической наглядности: таблиц, схем, рисунков упр.5,15,162,289
Упражнение 5
Умения: создавать текст в устной форме в соответствии с предложенным планом, в том числе текст, содержанием которого является языковой разбор упр. 100, 161,256.
Умения: составлять и излагать ответ с опорой на приведенные в упражнении примеры ( упр.4 , 132)
Умения: создавать ответ на основе предлагаемых тезисов упр. 60, 97, 201
Умения: выстраивать текст – рассуждение различной степени развернутости по содержанию данных высказываний ( пословиц, высказываний выдающихся лингвистов, педагогов, писателей) упр. 63,91,146,
Критерии оценки устных ответов на лингвистическую тему правильность сообщаемых фактов и приведенных примеров, их анализа понимание изучаемой темы (способность применить знания при анализе соответствующих примеров) полнота ответа ( достаточность приведенных фактов и примеров) композиционное оформление ( наличие вступления, последовательность изложения, завершенность ответа) речевое оформление ( соответствие языковым нормам: орфоэпическим, грамматическим, лексическим)
Упражнения «Речевой этикет» Задача : отработка и совершенствование навыков использования этикетных слов в собственной речи в соответствии с ситуацией общения; формирование устойчивой потребности в их использовании. У.137, 138, 143, 172, 173, 175, 176 и др.
Упражнения «Речевой этикет»
Обучение умению слушать Типы заданий: определите тему и главную мысль прослушанного текста озаглавьте прослушанный текст ответьте на вопросы по содержанию прослушанного текста составьте вопросы по тексту выразите свое отношение к прозвучавшему высказыванию определите количество частей прослушанного текста и составьте его план назовите языковые средства, которые использованы автором в тексте оцените ответ одноклассника в соответствии с определенными требованиями Рабочая тетрадь «Учимся читать, слушать, говорить, писать» пример у.135 (2 ч.), у.180 и др.
Учимся и играем. Анализируем и рассуждаем. У. 141, 142.
Упражнения «Сочинение - миниатюра» Умения: раскрывать предлагаемую тему ( упр. 181,103,158) свободно излагать свои мысли и чувства в письменной форме: выражать свое отношение к содержанию устных и письменных высказываний, к предмету наблюдения, к явлениям окружающего мира ( упр.163, 67,269) Использовать в соответствии с темой и учебной задачей различные типы речи (рассуждение, повествование, описание) – упр.122,218,241,259 Использовать определенные языковые средства в зависимости от темы и цели высказывания ( упр.191,234) Самостоятельно следить за правильностью орфографического, пунктуационного, грамматического и речевого оформления собственных речевых высказываний Использовать средства речевой выразительности ( упр.222)
Учимся писать сочинение-миниатюру У. 103. Вариант работы ученика есть в рабочей тетради «Учимся читать, слушать, говорить, писать». В рабочей тетради 2 часть у. 162. Прочитать сочинение шестиклассника. Проанализировать работу ученика, отвечая на следующие вопросы: Раскрыта тема? Выражена ли главная мысль? Продумана композиция? Соблюдены лексические нормы? Есть нарушения грамматических норм? Нарушены правила правописания? Запишите сочинение-миниатюру ученика, внося соответствующие исправления и дополнения. Подчеркните причастные обороты.
Русский язык на других уроках У. 101, 104, 105, 108, 111, 114, 116, 117 и др. Примеры заданий: из учебника математики выпишите пять побудительных предложений. Какова их роль в тексте? Или: используя материалы учебника по биологии, дайте определение следующим понятиям. Объясните постановку знаков препинания в предложениях. 1) Тычинки – это … . 2) Цветоложе – это … . 3) Корень – это … . 4) Цитоплазма – это … .
Редактирование У. 244. Отредактируйте сочинение ученицы. «Проказница Анфиска». С. 106-107. Или у. 242, 243.
Книжка -помощница Приложение «Справочные материалы»
Основные формы учебной коммуникации (Н.И. Дереклеева) Монологические формы речевой коммуникации: Выступать с готовой заранее речью Выступать с неподготовленной речью Рассказывать Пересказывать Спрашивать и задавать вопросы Сообщать Докладывать Отвечать на вопросы Аргументировать Ассоциировать Критиковать Доказывать и опровергать Защищать и доказывать свое мнение Диалогические формы речевой коммуникации: Учебная беседа учителя и ученика Учебная беседа в парах Учебная беседа в группах Дискуссия Дебаты Переговоры Ответы на вопросы Ролевая игра Театрализация Блиц – турнир Учебный ринг Открытый микрофон Защита проекта
Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов и благополучия!