Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. Дж. Тэрбер
В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать у учащихся информационную компетенцию. Информационный подход в обучении отнюдь не означает обязательную работу с компьютером. Обычно принято это называть самостоятельной работой с учебником. Учителя целенаправленно развивают у учащихся исследовательские умения (умение планировать исследование, фиксировать информацию, выделять главное и второстепенное и т.д.). Нельзя не согласиться с тем, что современный урок немыслим без высокой познавательной активности ученика. С чего начинается осмысление учеником учебного материала? - Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п. Информационный подход в обучении
Психологическая истина: «Умение правильно формулировать глубокие вопросы есть показатель развитости интеллекта человека»
Вопросынужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет. «Спросить – значит понять». «Можно сказать, и это без сомнения будет правильно, что вопрос – это своеобразная микротеория, определённая система знания, которая одной частью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то, что мы хотим узнать» (Л.Я. Аверьянов.).
Стратегия «Вопросительные слова» Стратегии и приемы, развивающие умение задавать вопросы Вопросительные слова Основные понятия темы Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение?
? ? В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Например, «какова связь между временем года и поведением человека?». В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Например, «который сейчас час?». Стратегии и приемы, развивающие умение задавать вопросы «Толстый и тонкий вопросы»
Прием «6 W» Благодаря этому приему учащиеся не только имеют возможность установления множества связей в рамках одной темы (а, как известно, наиболее прочным является то знание, которое имеет множество разнообразных связей), не только осознают более глубокие причины изучения данного понятия, но и определяют для себя личностный смысл его изучения.
«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») Шесть лепестков — шесть типов вопросов: Простые вопросы. Уточняющие вопросы. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Творческие вопросы. Оценочные вопросы. Практические вопросы. Стратегии и приемы, развивающие умение задавать вопросы
«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал исследователь интеллекта Дж. Гилфорд. «Вопрос же, — по мнению профессора психологии Л.М. Веккера, — есть психическое отображение нераскрытости, непредставленности тех предметных отношений, на выяснение которых направлен весь последующий мыслительный процесс». Следовательно, вопрос «запускает» познавательную деятельность, направленную на решение некоторой проблемы, снятие некоторой неопределенности. Но вопрос же и способствует тому, чтобы определить, сформулировать проблему.
Спасибо за внимание!