Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка Пруцина Светлана Павловна учитель начальных классов МОУ «СОШ № 3» г.Ухты
Компетенция (от лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить) Компетенция ученика включает в себя: знания, которые должны быть усвоены; умения и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом должны быть сформированы; развитие личности школьника. «Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» Доктор педагогических наук А.В. Хуторской
К о м м у н и к а т и в н а я компетенция готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений качеств личности; умение пользоваться разнообразными речевыми средствами, речевыми умениями, чтобы воздействовать с их помощью на других людей, а также выразить себя.
Ключевые компетенции в преподавании русского языка языковая лингвисти-ческая коммуникати-вная культуро-ведческая
Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слова не сказал! (перс. поэт Саади) Слово, речь – показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности.
Формирование коммуникативной компетентности учащихся состоит в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, т.е. решать коммуникативные задачи при непосредственной поддержке учителя.
Коммуникативная компетенция Способность понимать чужие и создавать собственные программы речевого поведения, согласно целям и ситуациям общения.
СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ Где говорим? С какой целью? С кем? официальная обстановка неофициальная обстановка один человек группа людей общение сообщение воздействие
Условия формирования коммуникативной компетентности обучающихся
Методы, ориентированные на устную коммуникацию Все виды пересказа Все формы учебного диалога Доклады и сообщения Ролевые и деловые игры Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов Обсуждение, дискуссия, диспут Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию Сочинения и изложения Подготовка заметок и статей в СМИ Телекоммуникационные тексты, сообщения Участие в конкурсах сочинений
Этапы формирования коммуникативной компетенции Изучение теоретического материала через призму практического применения Варианты мотивации: «Профи» «Кумир» «Суд над темой» 1) Готовность к проявлению компетенции
Этапы формирования коммуникативной компетенции Наблюдение над языковым материалом Эвристическая беседа Моделирование опорной схемы 2) Владение знанием содержания компетенции
Модель опорной схемы Типы речи Повествование Описание Рассуждение Что делает предмет? Каков предмет? Почему? Последовательные действия Одновременные признаки Размышления по поводу…
Словарная работа Работа с текстом Учебный диалог Этапы формирования коммуникативной компетенции 3) Опыт проявления компетенции
Этапы формирования коммуникативной компетенции Рефлексия по поводу созданного текста Коррекция своего речевого поведения 4) Отношение к содержанию компетенции и объекту её приложения
Приёмы работы над предложением: 1) чтение образцов, отработка интонации, выразительности. 2) вопрос учителя. Вопросы что? почему? зачем? где? когда? стимулируют на составление сложных предложений. 3) конструктивные упражнения: Построение предложений из отдельных слов, по синтаксическим схемам, работа с деформированным текстом, восстановление текста, деление текста на предложения, соединение 2-х предложений в одно сложное или с однородными членами, построение сложных предложений из данных элементов, редактирование предложений, содержащих речевые ошибки и недочёты, составление предложения по предметной картинке и мн. др.
Приёмы работы над связной речью Моделирование структуры текста. Например, с помощью памятки «Текст» - определи: - тему (о чём будешь писать, говорить); - главную мысль (что главное хочешь сказать); - название (если его нет), передай в нём тему, главную мысль; - содержание и порядок предложений (с чего начнёшь, как продолжишь, что потом скажешь нового, чем закончишь); - план текста (нужно ли несколько частей, о чём будешь говорить в каждой, как назовёшь их).
Приёмы работы над связной речью 2) Редактирование своего текста. Например, по памятке «Редактор» - проверь: - понятна ли тема, ясна ли главная мысль, передаёт ли их название текста, выделены ли красной строкой части текста; - движется ли мысль от предложения к предложению, не нарушен ли их порядок; - удачны ли начало и конец текста; - правильно ли, точно ли выражены мысли.
Приёмы работы над связной речью 3) Отработка типов связи в тексте. 4) Составление текстов различных типов: описание, повествование и рассуждение, а также разных жанров: рассказ, пейзажная зарисовка, описание картины, очерк, статья в газету, письмо, пьеса. 5) Передача сюжета в диалогической форме. 6) Составление рассказа по вопросам, по картинкам и вопросам, по заданному началу. 7) Пересказ, близкий к тексту или сжатый, озаглавливание текста.
Приёмы работы над связной речью 8) Составление рассказа о случае из собственной жизни по аналогии с прочитанным. 9) Свободный диктант.
Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. «Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения». А. Сент – Экзюпери