ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ВыполнилаДобрынина Антонина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.»
Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто. (Сократ) “Если ты думаешь на год вперед, посади семя.Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.
Что такое «Здоровье»? Самое популярное определение,данное Всемирной организацией Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье физическое Здоровье физическое Здоровье психическое Здоровье социальное Здоровье нравственное
Ежегодно в стране вымирает население целого миллионного города. Ежегодно в стране вымирает население целого миллионного города. По данным министерства образования в детской и подростковой среде наблюдается значительное увлечение наркоманией. 2,7 % всех умерших детей являются самоубийцами. 86 % детей России имеют отклонения в состоянии здоровья
малоподвижный образ у обучающихся; малоподвижный образ у обучающихся; перегрузка учебного процесса многими дисциплинами; стрессовые воздействия во время обучения; несбалансированное питание; отсутствие здорового образа жизни во многих семьях; несоблюдение режима дня; несоблюдение гигиенических требований.
В связи с этим, здоровьесбережение является одним из приоритетных направлений современной педагогики. В связи с этим, здоровьесбережение является одним из приоритетных направлений современной педагогики.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. Учащимся приходится много работать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения: 1.Снятие эмоционального напряжения. Использование игровых технологий, оригинальных творческих заданий, введение исторических экскурсов (например, при изучении «Песни о вещем Олеге» дается историческая справка о герое). Использование интеграции различных видов искусства на занятиях (живопись, музыка, история, литература) помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: - обеспечить психологическую разгрузку учащихся, -дать им сведения развивающего и воспитательного плана, - показать практическую значимость изучаемой темы, -побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
2.Создание благоприятного психологического климата на уроке.2.Создание благоприятного психологического климата на уроке. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей ребенка.
3. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии
4. Использовние ИКТне только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.
5.Система творческих заданийСистема творческих заданий включает в себя сочинения-миниатюры,письмо герою, дифференцированные задания, составление схем, раскрытие смысла эпиграфа, цитаты, составление характеристик героев, составление вопросов автору (герою), создание своих, оригинальных текстов. Например, составьте анкету литературного героя, изучите две части речи и выпишите общие и особенные признаки, составьте страницу энциклопедии о творчестве писателя, поэта, внедрите героя из одного произведения в другое, поместите героя в необычное место действия, измените финал рассказа.
6.РефлексияОбсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Учёт интенсивности умственной деятельности учащихся в ходе урокаЧасть урока1-й этап. Врабатывание 5 мин. 2-й этап. 20-25 мин. Максимальная работоспособность3-й этап. 10-15 мин. Конечный порыв
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизниОхрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельсти, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
У кого есть здоровье, У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все. Арабская пословица
Список литературы:Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.