Педагогический проект на тему: «Использование проектной технологии как метода формирования творческой самостоятельности и познавательной активности на уроках русского языка» Учитель русского языка и литературы МОУ «Знаменская СОШ №1» Попова Т.Г.
Противоречия : между унифицированными методами преподавания и различным уровнем способности учащихся;между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению;между большим объемом материала, приобретенным учащимися при изучении предметов гуманитарного цикла и неумением применять полученные знания в практических целях;между традиционной методикой преподавания русского языка и активными формами и приемами работы, стимулирующими познавательный интерес школьников;
Цель:Изучение возможностей использования проектной технологии в преподавании курса русского языка в школе.
Гипотеза: Использование проектной технологии в преподавании курса русского языка позволяет повысить уровень творческой самостоятельности и познавательной активности, уровень, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Деятельностный и системно-структурный подходы;Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, лингвистической литературы и нормативных документов по проблеме исследования;Моделирование и проектирование педагогического эксперимента;Анализ результатов теоретического и экспериментального исследований;Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование, качественный и количественный анализ ответов обучающихся;Педагогический эксперимент;Обработка результатов эксперимента и их методическая интерпретация
Дидактические задачи проекта Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;Развитие мотивации к самостоятельному научному поиску;Формирование умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;Формирование навыков исследовательской работы;Формирование критического мышления, навыков работы в команде
Методические задачи создание у учащихся положительной мотивации к обучению;развитие интереса к изучаемому предмету; научить проводить комплексный анализ текста , делать теоретические выводы; научить пользоваться POWER POINT для формирования результатов своих исследований
Этапы проведения: 1 этап – формирование тем исследования учеников; Вопросы учебной темы:Причастие имеет морфологические признаки и синтаксическую функцию глагола. Причастие имеет морфологические признаки и синтаксическую функцию прилагательного. Как и с помощью чего образуются причастия? На какие группы можно разделить причастия? Когда и как обособляется причастный оборот в тексте? Какие орфограммы «принадлежат» причастию?
Этапы проведения: 2 этап – формирования групп для проведения исследований, выдвижение гипотез, исследование проблем;3 этап – выбор творческого названия проекта. Обсуждение плана работ учащихся в группе;4 этап – обсуждение с учащимися возможных источников информации ;5 этап – самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания индивидуально, в группе. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий;6 этап – подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе;7 этап – зачёт полученных результатов исследовательской работы учащихся
Презентации учеников: Презентация 7 Б класс\Группы причастий .pptПрезентация 7Б класс\.Причастный оборот .pptПрезентация 7 Б класс\Словообразование .pptПрезентация 7 Б класс\Сходство причастия с прилагательным .pptПрезентация 7Б класс\Признаки прилагательного и причастия .ppt
Уровень усвоения знаний учащимися
Уровень самооценки деятельности учащихся в ходе проекта.
Оценка самостоятельной деятельности учащихся 7 Б класса до и после эксперимента.
Выводы: Анализ полученных результатов подтверждает первоначальную гипотезу и доказывает, что применение проектной методики в изучении русского языка положительно влияет на формирования творческой самостоятельности и познавательной активности учащихся;Проанализировано состояние проблемы иссле-дования в психолого-педагогической, научно-методической литературе;Направленность проекта на конечный результат делает процесс получения знаний по предмету целенаправленным;В проекте осуществляется разнообразная самостоятельная деятельность школьни-ков, которая формирует навыки само-образования, умения проводить лингвистические исследования.
Выводы: Метод проектов привлекателен, т.к. личностно - ориентирован, использует множество дидактических подходов, предполагает самомотивацию, т.е. возрастание интереса вовлеченности в работу по мере ее выполнения.Использование компьютерных технологий повышает интерес учащихся к предмету .
Таким образом, проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета, в том числе и русского языка. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориен-тирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое коли-чество умений и навыков, поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, поэтому он незаменим.
Информационные ресурсы Интернет-ресурсы:http:// ru.wikipedia.org/http://www.shcool.holm.ru/http://www.eraznaniy.ru/Г.Ю.Ксензова Перспективные школьные технологии Москва 2001Intel Обучение для будущего Москва 2006
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ