Петербургское измерение инноваций в системе образования Алексеев С.В., проректор по научной работе, д.п.н., профессор
Инновационные программы.. Накануне принятия Нового Закона «Об образовании» …Программа модернизации - программа достижения нового качества российского образования…Президентская инициатива «Наша новая школа» ( 6 направлений) – программа достижения нового качества жизни и школьников, и педагогов, и родителей…Стратегическая программа развития образования – 2020Федеральные государственные образовательные стандарты (по всем ступеням непрерывного образования…)Стратегия развития Петербургской школы (9 направлений)
Структура Проекта Нового Закона «Об образовании» Глава 1. Общие положенияГлава 2. Система образования Глава3.Организации, осуществляющие образовательную деятельность Глава 4. Обучающиеся, их родители и иные законные представителиГлава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельностьГлава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей, связанных с получением образованияГлава 7. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ
Структура Проекта Нового Закона «Об образовании» Глава 8. Государственное регулирование и управление в сфере образованияГлава 9. Государственная регламентация образовательной деятельности, контроль и оценка качества образования Глава 10. Экономическая деятельность в сфере образования Глава 11. Дошкольное образованиеГлава 12. Общее образованиеГлава 13. Профессиональное образованиеГлава 14. Среднее профессиональное образованиеГлава 15. Высшее образованиеГлава 16. Дополнительное образование Глава 17. Дополнительное профессиональное образование
Структура Проекта Нового Закона «Об образовании» Глава 18. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся Глава 19. Международная деятельность в сфере образования Глава 20. Переходные и заключительные положения
Из проекта Закона …. Качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (федеральным государственным требованиям) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг;
Всемирный день качества… 11 ноября –Всемирный день качества (World Quality Day)-ежегодное мероприятие,проводимое во многих странах мира во второй четверг ноября. Инициатором учреждения этого дня является Европейская организация качества (European Organization for Quality).Всемирный день качества был утвержден в 1990году. Спустя шесть лет Европейская организация качества объявила Европейскую неделю качества (неделя, в которую попадает этот второй ноябрьский четверг).Понятие «качество» тесно связано с тем, что называется благами современной цивилизации, качеством жизни- а это : состояние окружающей среды, здоровье людей, психологический комфорт, экономическое состояние и качество образования.
Конкурс качества «Сделано в Санкт-Петербурге» 2008год- 65 / 47-первый/24-второй/ 6- победители2009год-100 /52-первый/14-второй/ 10- победители2010год-120 /37-первый/10-второй /7 -победители
Принципы Болонского процесса… АвтономностиОтветственностиКачестваДоверияСовместимостиМобильностиОткрытостиПривлекательности
Инновации!!!???... Инновация – новшество, обладающее рядом признаков :Прогностичностью ( «взглянуть в завтра»)Востребованностью ( «сегодня и завтра»)Эффективностью ( «дает эффект», может быть даже системный эффект !!!)
Из проекта Закона… Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования Российской Федерации. Она осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, вне зависимости от их организационно-правовой формы, типа, вида, ведомственной принадлежности, а также их объединениями в рамках предписаний действующего законодательства об образовании. При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований.
Инновации: кто…? Большинству людей, чтобы добиться успеха, надо следовать правилам. Инноваторы добиваются успеха, нарушая правила.Стив Возняк, один из создателей компании Apple
Инновации : сколько…? Еще никогда в истории инновации не обещали так много, так многим и так быстро.Билл Гейтс, создатель компании Microsoft
Инновации : как…? Инновации лучше начинать с небольшого пилотного проекта, требующего поначалу немного финансов и людей, экспериментируя на небольшом рынке.Питер Друкер, американский теоретик менеджмента
О каком измерении идет речь ???? Всемирное измерение качества образования…Европейское измерение качества образования…Российское измерение качества образования….Петербургское измерение качества образования…
Инновации отличают лидера от догоняющего ( Стив Джобс, Apple) Инновационная школа:-конкурентноспособная-школа- лидер-комфортная-собственно инновационная ( Н.А.Заиченко, 2010)
Петербургское измерение: личность (индивидуальность) школьника Компетентности ( ключевые, предметные)КультураВоспитание и социализацияКонкурентноспособностьГотовность к непрерывному образованию…
Петербургское измерение : личность (индивидуальность) педагога * ХI Всероссийский Интернет – педсовет проходит под девизом Пяти степеней учителя :-учитель как личность-учитель как профессионал-учитель как ученик-учитель как исследователь-учитель как гражданин *Петербургский вектор : -учитель как «человек культуры» -учитель как «человек науки» -учитель как петербуржец
Портрет современного педагога (по данным Международного института развития, 2010г.) 1. Владеет интерактивными методами обучения и технологией модерации 2. Владеет ИКТ 3. Владеет технологией проектирования урока 4. Умеет управлять мотивацией 5. Занимает активную жизненную позицию 6. Открыт к инновациям 7. Постоянно учится 8. Самостоятельный 9. Партнер для своих учеников и коллег 10.Целеустремленный
Петербургское измерение : личности (индивидуальности) родителей Родитель – ученикРодитель - педагогРодитель - психологРодитель- менеджерРодитель – PR- технолог
Петербургское измерение : образовательная среда школы ЗдоровьесозидающаяБезопаснаяКомфортнаяИнициирующая творчество («неспокойная»)НасыщеннаяПриродо- и культуросообразная…
Петербургское измерение : образовательный процесс Отбор содержания , обеспечивающего достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов;Оптимальное сочетание традиционных и инновационных технологий, командных и индивидуальных форм учебной деятельности;Доминирование интерактивных, деятельностных методов обучения;Оптимальное сочетание урочных и внеурочных форм обучения , аудиторного и внеаудиторного образования;Приоритеты самостоятельной работы школьников и самообразования педагогов, самооценки достигнутых результатов школьниками и педагогами….
К числусовременныхобразовательныхтехнологийсегодня относят:
А также технологии …. МоделированияПрогнозированияКейс- технологииКонтекстного обученияТехнология ситуационных задачСамообразованияВоспитательныеРефлексивныеМониторинговые технологииТехнологии модерации…
Тенденции современного оценивания (по Г.С.Ковалевой) Оценивать то, что значимо, а не что легче замерить…Оценивать понимание, осмысление, объяснение, установление причинно- следственных связей, а не конкретные знания, рутинные умения и алгоритмы деятельности (?!)…Оценивать то , что знают учащиеся, и то что они не знают («знание о знании» и «знание о незнании»)…Привлекать учащихся к оценке своих результатов и результатов своих одноклассников…Вовлекать учителей в процесс разработки системы внешнего контроля…Использовать многообразие и разнообразие методов и форм оценки, включая и тестовый метод- ЕГЭ…
Качество жизни -2007/08 (ООН) Страна ИРЧП СОПЖ ВВП Образование Здравоохран.1.Исландия 0,968 81,5 36510 8,1 8,32.Норвегия 0,968 79,8 41420 7,7 8,13.Австралия 0,962 80,9 31794 4,7 6,54.Канада 0,961 80,3 33375 5,2 6,85.Ирландия 0,959 78,4 38505 4,8 5,76. Швеция 0, 956 80,5 32525 7,4 7,711.Финляндия 0,952 78,9 32153 6,5 5,712.США 0,952 77,9 41890 5,9 6,916.Великобр. 0,946 79,0 33238 5,4 7,022.Германия 0,935 79,1 29461 4,6 8,264.Белорусь 0,804 68,7 7918 6,0 4,667.Россия 0,802 65,0 10849 3,6 3,773.Казахстан 0,794 65,9 6632 2,3 2,376.Украина 0,788 67,7 6848 6,4 3,7
Информатизация общества – качество жизни Страна. Сотовые телеф. Пользов.Интернета. на 1тыс. на 1 тыс.1.Исландия 1024 869 2.Норвегия 1028 7353.Австралия 906 698 4.Канада 514 5205.Ирландия 1012 2766.Швеция 935 7647.Швейцария 921 4988.Япония 742 6689.Нидерланды 970 73910.Франция 789 43012.США 680 63016.Великобритания 1088 47322.Германия 960 45567.Россия 838 152
Качество жизни в школе как минимодели государства…… Качество жизни :- образование ( цели, результаты, процессы, технологии, образовательная среда);здоровье (школьников и педагогов);экономика («цена» образования).
Развитие региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования в Санкт-Петербурге (2008-2010гг.) Статистические индикаторы качества образования :РезультатыУсловияУправление
РЕЗУЛЬТАТЫ… Результаты независимых экзаменовСтепень участия в конкурсных мероприятияхДостиженияВыпускникиНеуспеваемость и отсевМеждународные исследованияРезультативность воспитательной работы
УСЛОВИЯ… Характеристика педагогического составаДостижения педагогов ОУИнформационная среда ОУМатериальная база ОУПитаниеМедицинское обеспечениеБезопасностьКомфортностьРежим работы
УПРАВЛЕНИЕ… Образовательные программыПопулярность образовательного учрежденияСоциальные связиРазвитие ОУУправление качеством
Развитие региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования в Санкт-Петербурге (2008-2010гг.) Социально- педагогические индикаторы качества образования:1.Административно-управленческие -управление состояние -управление развитием -организация сетевого взаимодействия2. Педагогические - организационно- педагогические - учебная деятельность - воспитательный процесс
Продолжение… 3. Социологическиестепень соответствия образовательных услуг социальному запросууровень социализации детейоценка социально- психологического климатаоценка социокультурной ситуациисостояние инновационной деятельностипрофессиональная деятельность учителей
Продолжение… 4. Качество здоровьесберегающей деятельностисостояние здоровья учащихсявнутришкольная среда (инфраструктура школы, готовность педколлектива к здоровьесберегающей деятельности, учебная нагрузка учащихся, режим дня, образ жизни школьников, питание, здоровьесберегающие мероприятия, уровень наркогенности среды…)
Стратегия развития Петербургской школы… -Доступность качества-Воспитание. Неформальное образование-Дошкольник-Здоровье в школе-Кадровый капитал-Равные и разные-Открытая школа-Профессия и карьера-Эффективная школа
Спасибо за внимание …