Образовательная программа: теория и технология конструирования
Образовательная программа – это: Документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;Нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;Совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребёнка, направленных на его самореализацию, достижение им определённого уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;
Оганизационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.
Определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.
«Программа» (греческое слово) означает «распоряжение, объявление». В Законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливается место и значение её в системе образования. Образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы.
Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ, который вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменением параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей.
Существует несколько категорий образовательных программ:Примерные образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов.Основные и дополнительные программы в структуре общего и профессионального образования бывают определённого уровня направленности содержания образования.Дополнительные образовательные программы, как программы различной направленности, реализуются:а) в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;б) в образовательных учреждениях дополнительного образования;в) посредством индивидуальной образовательной деятельности.
Дополнительные образовательные программы общего и профессионального образования развивают, углубляют, исправляют (корректируют в рамках компетенции ОУ) образовательный стандарт и корректируют сроки его освоения.
Образовательные программы разнообразны и составляют в каждом конкретном учреждении уникальную иерархическую структуру и определённый тип связи (модульный, комплексного объединения, интеграции, автономности) между отдельными её ступенями.
Каждая школа разрабатывает свою образовательную программу, под которой Закон РФ «Об образовании» понимает нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа показывает, как с учётом конкретных условий создаётся в образовательном учреждении собственная модель обучения, воспитания и развития учащихся. Образовательная программа школы является сугубо индивидуальной, так, как призвана, учитывать потребности конкретных обучаемых, их родителей. Именно поэтому образовательная программа должна иметь творческое начало.
Под технологией разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения надо понимать следующее: Специально организованные способы и процедуры оптимизации деятельности образовательного учреждения в условиях нарастающей взаимосвязи, динамики и обновления общественных процессов.Способ разработки образовательной программы на основе её рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией выбора оптимальных средств и методов их выполнения.
В непосредственной зависимости от образовательной программы учреждения находятся программа развития учреждения и учебный план учреждения. Подходы к их разработке определяются в рамках миссии и культуры учреждения.
Образовательная программа свидетельствует о том, как в учреждении с учётом конкретных условий создаётся собственная модель образования. В то же время образовательная программа выступает как комплекс приёмов по обеспечению эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в достижении поставленной цели. Это показатель социальной зрелости учреждения, его организационной культуры.
Образовательная программа одновременно – нормативно-управленческий документ, функции которого связаны с организацией и обеспечением сохранения целостности, специфики, воспроизводства и развития всех структурных систем
Технология разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения -предусматривает рациональное расчленение на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, выбор оптимальных средств и методов их выполнения.
Структура образовательного учреждения чаще всего имеет модульное построение. 1-й модуль. Характеристика учреждения или полная информационная справка учреждения.2-й модуль. Аналитическое обоснование программы: описание образовательных интересов, потребностей детей, родителей, социума; оценка и состояние педагогического процесса и условий для его реализации и развития; выделение проблем, на которые направляются усилия.3–й модуль. Ведущие концептуальные подходы, приоритеты образования, философия образования, цели и задачи образовательной деятельности учреждения.4–й модуль. Выбранный из имеющихся предложений или самостоятельно разработанный учебный план учреждения, регламентирующий образовательный процесс.5–й модуль. Описание особенностей организации образовательного процесса, взаимообусловленности и преемственности ступеней или уровней содержания образования, форм организации деятельности, педагогических технологий, системы промежуточной и конечной аттестации детей.6–й модуль. Организация экспериментальной площадки в учреждении и карта инновационной деятельности (для учреждений, выбравших для себя тему эксперимента и претендующих на статус инновационного учреждения).7–й модуль. Психолого-педегогическое и методическое обеспечение реализации образовательных программ учреждения.8–й модуль. Управление реализацией программ через мониторинг.
МОДУЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (по Т.В.Кривцовой) 1-й модуль. Информационно-прогностическийОбобщение информации, поступающей от потенциальных социальных заказчиков. Формулирование, анализ социального заказа и причинно-следственных связей. Планово-прогностическая работа. Перспективное прогнозирование.
2-й модуль. Информационно-аналитическийТехнология и методика аналитической деятельности администрации муниципального образования по оценке эффективности системы образования.Показатели, параметры, критерии, по которым будут оцениваться результаты образования;/В качестве показателей могут быть: потребности социума в образовательных услугах; спектр предоставляемых образовательных услуг; качество и уровни преподавания; степень готовности детей к обучению; сведения о физическом здоровье детей; и (или) другие, значимые для данной муниципальной системы образования. Набор критериев, условий, показателей, принципов и т.д. определяется экспертным путём. Он должен быть непротиворечивым и должны быть понятны его источники (теоретические, эмпирические, следствие проектирования, результаты экспериментов и др.)/. Анализ образовательных программ образовательных учреждений.Анализ кадрового потенциала муниципальной системы образования (учёт и прогноз).Анализ территориальной образовательной системы как сети образовательных процессов, удовлетворяющих потребностям всех детей, проживающих на территории муниципального образования. Анализ преемственности образовательных программ на различных уровнях, возможностей по расширению спектра выбора индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.Анализ рынка труда и его сопоставление с жизненными приоритетами выпускников.Анализ нормативно-правовой базы системы образования.Анализ всех видов ресурсов муниципальной системы образования.В ходе анализа состояния системы образования вычленяются актуальные проблемы, противоречия и определяется проблемное поле, в котором функционирует и развивается система образования.
3-й модуль. Приоритеты в образованииПо показателям 1 и 2 модуля проводятся:выбор образовательной парадигмы, доминирующего типа образовательной практики, на основе которых будут строиться формы и методы управления системой образования, определяться роль и место муниципалитета в организационном механизме управления образованием;определение и соотнесение перспективных направлений развития территориальной образовательной системы с образовательными программами образовательных учреждений и их взаимная корректировка; определение задач на научно-прикладные исследования, разработка путей решения проблем и снятия противоречий, формирование концептуальных представлений о желательном состоянии системы образования, определение механизмов, способов действий, источников оптимального ресурсного обеспечения изменений системы образования.
4-й модуль. Проектирование изменений в системе образованияПо показателям 3 модуля:определяется паспорт программы развития муниципального образования, основные проекты и система мероприятий, реализующих программу, ресурсное обеспечение проектов;выполняется текущее и стратегическое планирование по реализации программы; разрабатываются рекомендации по исполнению.Проектирование перманентно и разворачивается по-шагово, параллельно практической деятельности, опережая её настолько, насколько это эффективно. Результат осуществлённого действия — основание для оценки и коррекции следующего шага проектного действия.Иначе говоря: проектирование изменений по результатам происходит несколько раз, пока обретёт логичный, последовательный характер действий с указанием субъектов исполнения и контроля.
Паспорт программы развития муниципального образования может включать в себя:наименование программы;цели и задачи программы (приоритетные направления, структура, содержание и организационные задачи;управление (формы контроля по реализации программы и оценки эффективности); сроки и этапы реализации программы (сроки и последовательность решения поставленных задач);исполнители (соисполнители); законодательную базу для разработки программы (перечень нормативных документов, определяющих характер взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые были положены в основу программы, концепции и целевых проектов);ожидаемые конечные результаты (количественные показатели- предполагаемые достижения субъектов системы образования, качественные показатели- параметры, определяющие соответствующие изменения).
5-й модуль. Система диагностики, экспертиза.Система аналитических и диагностических методик, обеспечивающих непрерывный мониторинг программы.Оперативная и достаточно объёмная информационная система, помогающая проводить мониторинг текущих, конечных и отдалённых (отсроченных) результатов и процессов в образовании и социуме, исследования, экспертизу, достоверно оценивать деятельность образовательных учреждений при их лицензировании и аттестации.Инспектирование и контроль носит особый по содержанию характер, ибо предполагает периодическое отслеживание на каждом управленческом шаге показателей оптимальности проекта, процесса, результатов образовательной деятельности, сравнение их с прогнозом, сделанным в предыдущем шаге, выяснение условий и недостатков, из-за которых возникло расхождение, и последующий анализ с целью корректировки управляющих воздействий или программы развития.
С помощью модульного расчленения на процедуры легче осуществлять необходимые операции по организации образовательного процесса, его оптимизации, координации и методов контроля.
Направленность образовательных программ учреждения определяется его целью, или тем «ядром ценностей», который называют миссией. В этом самостоятельном выборе своего предназначения учреждения образования отличаются одно от другого, даже если они одного вида.
Миссию можно описать как совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для данного образовательного учреждения. Иногда эту совокупность целей называют также концепцией образования или ядром ценностей.
Культура образовательного учреждения – это уникальная, многослойная система норм, традиций, стилей поведения, способов деятельности и мышления, менталитета. Её создателями и носителями являются все участники жизнедеятельности учреждения: администрация, педагоги, дети, их родители, сотрудники и т.д.Культура учреждения – это феномен, которому обучаются, прежде чем становятся его составной частью, но она обладает незначительной динамикой. Как правило, культурные изменения происходят очень медленно и требуют времени. Они являются результатом процесса ориентации, адаптации, ответом на внешние воздействия.