Предпрофильная подготовка учащихся 9 классовМОУ «Заволжская» СОШ.2009г. Анализ работы по предпрофильной подготовке за 2008-2009уч.гг. БУЛАТОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ШАГИ К УСПЕХУ» Возрастная категория: обучающиеся 9-х классов МОУ «Заволжская СОШ». Срок реализации: сентябрь-май 2008-2009уч.гг. Программа: модифицированный вариант Е. В. Меттус, А. В. Литвиной. Занятия и тематическая диагностика разработаны с использованием ИКТ Булатовой Т.В. Программа «Шаги к успеху» предполагает активизацию внутренних ресурсов подростка с целью формирования у него мировоззрения успешного человека.
Цель программы: формирование успешной социализированнной, адаптированной к современной жизни личности.Задачи программы: 1. Формирование и развитие умений и навыков планирования, организации учебной и учебно-исследовательской деятельности у учащегося. 2. Развитие рефлексии.3. Формирование позитивной самооценки.4. Формирование навыков оценивания результатов собственного труда.5. Повышение внутренней мотивации. В содержании данная программа имеет модульную структуру.
Инструментарий Основным инструментом данной программы является презентация по текущим тематическим модулям, в которой отражается не только информация по теме, но и предлагаются творческие вариативные задания . Разрабатывает материалы занятий педагог ( учитывая специфику проведения тренингов, диагностики и интерпретации полученных данных, желательно, практический психолог). Итоговый контроль возможно осуществлять в виде диагностических работ , основанных на решении проблемных ситуаций, в форме деловой игры, в виде отчёта-презентации учащихся, в форме сочинений по впечатлениям об экскурсии. Фиксировать текущий теоретический и практический материал возможно и необходимо в папке-портфолио, электронном дневнике, папке-копилке, в которых отражается весь путь к успеху в учёбе, общении, личностном развитии подростка.
Итоги Поставленные цели, в целом, достигнуты. Учащиеся познакомились с теоретическими аспектами предпрофильной подготовки по программе «Шаги к успеху».Получили практические навыки в области профессионального самоопределения.Развили практические представления о существующих ВУЗах, ССУЗах г.Твери и области и направлениях профессиональной подготовки специалистов в них как на базе основного , так и общего (полного) среднего образования. Получили практические представления о творческих профессиях, индивидуальном стиле в профессиональной сфере.Расширили кругозор, представления о своих коммуникативных навыках.Получили возможность прогнозирования своего предполагаемого профессионального будущего в современных социально-экономических условиях нашего региона, страны в целом на основе обмена мнениями при личном общении с людьми разных профессий. Приобрели навыки и умения самоанализа, рефлексии. Самое главное, получили возможность реализовать стремление к позитивному общению друг с другом, с педагогами, людьми публичными, заинтересовать своих родителей в выборе пути их профессионального самоопределения!!!
Проблемы реализации элективного курса «Шаги к успеху». Отсутствие специально организованного помещения, оборудованного мультимедийной техникой, компьютером, специальной мебелью, обеспеченного демонстрационным спецматериалом и прочее, что естественным образом снижает эффективность и качество такого необходимого в настоящее время профильного курса (См. Методические рекомендации по организации кабинета психолога/«Требования к кабинету психолога»-М., 2008г.) Отсутствие специальной подготовки у учителей в области «Практической психологии и консультирования». Отсутствие возможности проведения полноценного тренинга: 1ч. в неделю на курс электива, при необходимых 3ч. при проведении тренинга.Отсутствие доступного автотранспорта для поездок на запланированные экскурсии за пределы территории сельского поселения. Значительные дополнительные временные затраты на разработку и оформление материалов курса, несовместимые с основной работой любого учителя-предметника, которые реализуются за счёт свободного от основной работы времени (отдых, личные планы учителя).
Мониторинг экзаменов по выбору 9 «А» класса 2009г.
Мониторинг профилей по выбору учащихся 9 «А» класса, планирующих продолжение обучения в 10 классе.
Анализ результатов диагностики по методике «Карта интересов»Обследовано 23 человека.(9а,9б) - активно отвергаемые сферы интересов
Интерес выражен слабо к областям знаний.
Ярко выраженный интерес.
Самоопределение.Существует на данном этапе – март 2009г.