ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА по УВР.
Внутришкольный контроль (ВШК) – это управленческая функция, которая предшествует всестороннему анализу процесса обучения и воспитания. Внутришкольный контроль дает возможность определить, насколько качественно осуществляется в школе учебный процесс, как относятся к своим обязанностям не только педагоги, деятельность которых контролируется, но и руководители школы.
Примерные задачи отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся;внедрять новые, передовые, индивидуальные методы и приемы работы в практику преподавания учебных предметов; разработать форму учета достижений учащихся по предметам, позволяющую проследить личные успехи и неудачи в усвоении учебного материала в соответствии с динамикой развития учащихся;разработать систему диагностики: ·· отслеживающую динамику развития учащихся; ·· изучающую состояние межличностных отношений учителя и учащегося, учащегося и учащегося; ·· фиксирующую уровень образованности на каждом этапе школьного обучения;создать обстановку заинтересованности, доверия, совместного творчества: учитель – ученик, руководитель – учитель;
совершенствовать систему внеучебной деятельности посредством разработки совокупности программ: ·· досуговая деятельность; ·· традиции школы; ·· внеучебная деятельность по предмету; система дополнительного образования;обеспечить психологическую защищенность учащихся в образовательном процессе;совершенствовать систему контроля за состоянием здоровья учащихся. Эффективно внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии каждым учителем;эффективно реализовывать профессионально-деятельностный потенциал педагогического коллектива и администрации в процессе их деятельности;создать систему поощрения наиболее значимых педагогических результатов;совершенствовать систему контроля за состоянием и ведением школьной документации.
Примерные цели дальнейшее совершенствование учебно - воспитательного процесса, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья (система преподавания учителя);выявление и реализация образовательного потенциала учащихся (административные к/р, тесты, экзамены, промежуточная аттестация);отслеживание динамики развития учащихся, создание при этом эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самопознания и саморазвития каждого ученика.
Структура процессов внутришкольного контроля.
ПО ФОРМАМ ПО СУБЪЕКТУадминистративныйобщественныйпредупредительныйсамоконтрольколлективныйвзаимоконтрольПО МЕТОДАМ наблюдение проверка документации опрос (устный, письменный, анкетирование) тестирование анализ, беседаПО ОБЪЕКТУперсональныйклассно-обобщающийпредметно-обобщающийкомплексно-обобщающийдиагностическийобзорный
Тематический контроль Изучение деятельности по отдельным направлениям. 1. Обоснование контроля. Обязательный ТЕМАТИЧЕСКИЙ контроль имеет место в связи:с работой школы над выделенной на этот год методической темой;с необходимым текущим контролем: документации, ТБ, норм САНПИНа и др.;за уровнем ЗУН уч-ся по предмету. 2. Примерное формулирование целей контроля:определение степени готовности коллектива к решению какой – либо проблемы;определение имеющегося опыта по данной проблеме;ознакомление с методикой преподавания учебных предметов и т.д.
Фронтальный контроль Изучение деятельности по всем вопросам.Используется для изучения проблемы, которая требует долгосрочного и детального исследования. Фронтальный контроль можно использовать для изучения организации учебного процесса в параллели, для изучения результативности. Надо учитывать, что данный вид контроля предполагает сравнительный анализ, а для этого в изучении вопроса нужна большая выборка данных.
Диагностический контроль Используется с целью выяснения возможностей педагога, учащихся в той или иной ситуации. Диагностический контроль предполагает педагогическую коррекцию (групповую или индивидуальную), констатацию фактов прогресса или регресса различных процессов.
Классно-обобщающий контроль Обоснование контроля. Наиболее существенным признаком для постановки какого – либо класса на контроль может служить качество знаний уч – ся (очень низкое качество по сравнению со средним по школе или очень высокое), а также параллели классов:5,9,10,11. 2. Формулирование целей контроля.Выяснение причин низкой успеваемости в классе и последующее их устранение.Обобщение опыта работы а данном классе преподавателей, классного руководителя и родителей.Организация учебно – воспитательного процесса в 5(10) классах с учетом возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся в адаптационный период.Определение состояния организации УВП на готовность к итоговой аттестации уч-ся 9,11 классов.
Персональный контроль Данная форма контроля предполагает изучение проблемы, возникающей в результате непрофессионального выполнения педагогом своих обязанностей или в результате конфликтной ситуации. Персональный контроль требует детального изучения профессиональных умений педагога по всем аспектам деятельности: владение методикой преподавания урока;выполнение своих прямых функциональных обязанностей;трудовая дисциплина;ведение документации;организация взаимодействия с учащимися;организация воспитательной работы в классе и т. д.
Административный контроль Это форма традиционного контроля, которая осуществляется администрацией школы.Административный контроль может охватывать все стороны учебно – воспитательного процесса.Строится на основе задач планирования учебно – воспитательного процесса школы.Предполагает получение определенных промежуточных и итоговых результатов в том или ином направлении деятельности.
Итоговый контроль Используется, если проблема изучалась достаточно глубоко и по самым разным аспектам деятельности педагога, класса, объединения. Итоговый контроль может предварять работу аттестационной комиссии школы.Результатом итогового контроля может стать представление педагога к поощрению, награде, премии и т.д.Итоговый контроль также используется для получение конечного результата качества обученности.
Взаимоконтроль Взаимоконтроль имеет огромное значение в организации процесса ВШК.Взаимоконтроль помогает избежать многих ошибок в организации обучения учащихся.Используется для проверки правильного выбора учебно – воспитательной стратегии.Удачно используется в работе методического объединения (подготовка к творческим отчетам
Самоконтроль Самоконтроль используется как поощрение для тех педагогов, которые имеют высокий уровень профессионального мастерства, сами являются наставниками молодых специалистов, руководителями МО, методистами различных уровней и т.д.Самоконтроль возлагает большую ответственность на педагога: его уроки и внеурочные мероприятия всегда должны быть открыты для посещения коллег с целью обобщения и передачи опыта.
Технология осуществления ВШК Для того, чтобы все виды ВШК были эффективными и носили конструктивный характер, заместитель директора по УВР должен соблюдать технологию ВШК, включающую следующие этапы:
Подготовительный этап:- на заседании МО зам. директора по УВР знакомит учителей с видами, формами контроля, конечным продуктом контроля. В ходе встречи определяются сроки, персоналии, целесообразность контроля тех или иных вопросов.Прогностический этап:- определяется программа осуществления контроля, формы контроля и анализа полученного материала. Оформляется план исследования вопроса, намечаются ответственные.Изучение проблемы и сбор информации:- намечается план посещения уроков и внеурочных мероприятий, изучение документации, собеседование и т.д.Анализ информации:- материалы, полученные в ходе изучения вопроса, анализируются, составляются диагностические таблицы, схемы. Все полученные материалы являются основой для написания справки по результатам контроля. Материалы справки предлагаются педагогу для изучения, по материалам исследования с ним проводится собеседование, намечаются мероприятия по коррекции.Коррекция:- Проведение коррекционных мероприятий с последующим анализом для кардинального улучшения сложившейся ситуации.
У С Л О В Н Ы Е О Б О З Н А Ч Е Н И Я: