Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» комбинированного вида городского округа город Стерлитамак Республики БашкортостанПодготовили:педагоги МАДОУ № 20г. Стерлитамак, 2012 год"К здоровой семье через детский сад"
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости» народная мудростьАКТУАЛЬНОСТЬ данной темы обусловлена потребностью государства в здоровой нации. Известно, что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. Поэтому необходимо совершенствование и применение новых методов и приемов, здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семьи.
ПРОБЛЕМА Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми и не для кого, ни секрет, что основной компонент данных качеств – здоровье.К сожалению, опрос семей воспитанников показал, то в домашних условиях отработанная в детском саду система не всегда поддерживается, рекомендации педагогов и медиков игнорируются. В выходные и праздничные дни, во время каникул и отпусков многие родители предпочитают отдых за просмотром компьютера или телевизор, забывая о духовной близости «родитель – ребенок». Ведь именно в семье, в кругу близких людей закладываются основы здоровья, воспитывается интерес к двигательной активности, склонности к конкретным видам спорта.
Научная новизна и практическая значимостьСоздание нормативно-правовой базы по созданию здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья», алгоритма управленческой деятельности.Разработка модели «Здоровый ребенок» по сохранению здоровья детей и приобщению родителей к здоровому образу жизни.Разработка методической основы жизнедеятельности дошкольного учреждения, стратегии, концепции, целеполагания (структурной модели управления).Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.Разработка и применение на практике критериев показателей эффективности физического развития. Сотрудничество родителей и дошкольного учреждения, толерантность, изменение содержания форм взаимоотношений между родителями, детьми и работниками дошкольного учреждения.
Цель:воспитать физически, психически здорового и социально-адаптированного ребенка через создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья» и практической реализации модели ДОУ «Здоровый ребенок» через приобщение родителей к здоровому образу жизни. Задачи:1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность. 2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью. 3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры. 4. Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, футбол, волейбол, ритмика). 5. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях. 6. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений. 7. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний. 8.Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие. 9. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
В соответствии с целью и задачами мы определили принципы взаимодействия с семьёй1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание и поддержку со стороны родителей. В конечном счете, педагог «расписывается» в бессилии и своей некомпетентности.2. Принцип «Активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.3. Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.4. Принцип самовоспитания и самообучения5. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.6. Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми.7. Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть! Вы почувствуете, как родители проникнуться к вам не только уважением, но и признанием за то, что вы Педагог с большой буквы.
ЗАДАЧИ И ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
По данному направлению в ДОУ используем следующие формы и методы работы с родителями
Этапы выполнения проекта:
В развитии и формировании у ребенка привычки к здоровому образу жизни большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры.
В цель снежками попадай,В санках с горки быстро мчисьИ на лыжи становись!Вот здоровья в чём секрет!Будь здоров! Физкульт- привет!
Кто из них спортсменом станет,На весь мир страну прославит,Через пару-тройку летМы узнаем из газет…А пока спасибо вам, От ребят, их пап и мам!
Сегодня проигравших нет.Есть просто лучшие из лучших.Пусть в каждом сердце дружбы светЗажжет поступков добрых лучик.
Папы бросили диваны, Мамы бросили кастрюлиИ костюмы натянули!Все хотят соревноватьсяПошутить и посмеятьсяСилу, ловкость показать,И сноровку доказать!
Я, ты, он, она!Вместе дружная семья!Так давайте-ка дружить,Чтоб здоровыми всем быть!
С рюкзачками шагом быстрымВ незнакомые дороги,Мы – весёлые туристы,Нас в отряде очень много.
У похода есть начало, А конца походу нет.Мы пройдём дорог немало,Хоть огромен белый свет.
Пешеходные прогулкиТак приятно посетитьв любое время года ,Тропинки парков,скверов и лесов. Они для нас, как островки природы, Так щедро дарятсвежий воздух для людей.
На спортивном небосклоне Мы пока что не видны, Будем спортом заниматься – Станем звёздами страны!
Раз, два, три, четыре, пять –Мы идем в поход опять.Так и тянет нас на волюПриключения искать.
Любим спортом заниматься! Бегать, прыгать, закаляться! Наши лучшие друзья - солнце, воздух и вода!!!
Пусть все это только игра, Но ею сказать мы хотели: Великое чудо - семья! Храните ее, берегите ее! Нет в жизни важнее цели!!!
Осенним вечером, вечером, вечеромКогда нам, взрослым, прямо скажем делать нечего.Мы в ДОУ дружно все придём,Поговорим о том, о сём,И состязания смешные проведём!
Папы бросили диваны, Этой встрече все мы рады,Мамы бросили кастрюли Собрались не для награды.И пришли в спортивный зал Нам встречаться чаще нужно,Чтобы все мы жили дружно!
Практические занятия с родителями
Эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей являются:· Родительские собрания;· Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья, туристические походы;· Дни открытых дверей;· Домашние задания;· Совместный просмотр видеофильмов;· Передача опыта семейного воспитания;· Комплектование педагогической библиотеки по организации физического воспитания в семье.· Выпуск газеты.Результаты:*Положительная динамика в развитии детей: у детей сформированы представления о себе, о семье, об особенностях матери и отца, девочки и мальчика.Повысился интерес к своей семье как у детей, так у родителей.* Улучшились взаимоотношения родителей и детей.*Изменились родительские позиции, установки, семейные ценности.*Повысилась активность родителей: они участвуют в праздниках и развлечениях, дискуссиях, круглых столах, делятся опытом семейного воспитания, выполняют индивидуальные задания.