МОУ СОШ № 20г. Черногорск Память как одно из условийуспешного обученияУчитель начальных классовЛысенко С.Г.
«Память – это краеугольный камень психического развития ребёнка. Благодаря памяти ребёнок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определённой системы отношений к окружающему миру» И.М. Сеченов.
У детей с ЗПР наблюдаются: недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала; неумение целенаправленно заучивать и припоминать; низкая познавательная активность; преобладание наглядной памяти над словесной.
Задания, упражнения, игры для развития памяти веселые запоминалки; индивидуальные карточки с картинками; таблицы, алгоритмы; тренировочные “зарядки” над работой с предложением; русские народные скороговорки и чистоговорки; дидактические кроссворды; дидактические ребусы; задания “Послушаем звуки”; веселые стихи на уроках обучения грамоте; памятки для обучающихся; обучающая методика по созданию мнемических опор ( К.П.Мальцевой). Эта методика получила название «Смысловые единицы»; мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания.
Например: Веселые запоминалкичн, чкРечка, ночка, строчка, Точка, почка, дочка, Срочный, булочный, ночной, Точный, шуточный, речной.Знаем мы наверняка, Где чн, а где чк — Мягкий знак не пишется, Даже если слышится!Слова с заглавной буквыКошка Маришка, котёнок Тишка, Щенок Дружок, цыплёнок Пушок, Корова Бурёнка, коза Найдёнка, Поросёнок Хрюша и бычок Гаврюша.Все их клички до однойПиши с буквы прописной!
Ребусы
Мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания: Образование смысловых фраз из начальных букв; Ритмизация- перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой;Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов; Находить яркие, необычные образы, картинки, которые по "методу связки" соединяют с информацией, которую надо запомнить; Метод Цицерона;При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы:Выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе;Выделить знакомые числа; «Метод зацепок».
Спасибо за внимание Творческих успехов!