ТВОРЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ МО учителей теоретических, хоровых дисциплин,«Музыки» и хореографии СО ШИ №150 г.Минска
Знания в области своего предмета Имеет глубокие и разносторонние знания своего предмета, значительно превышающие знания программы, свободно ориентируется в специальной, методической и научно – популярной литературе по различным областям знаний.
ЧУВСТВО НОВОГО В РАБОТЕ Отличается активным поиском новых идей, имеет потребность поиска новых решений педагогических задач.
ЗНАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБУЧЕНИЯ Свободно ориентируется в современных психолого – педагогических концепциях обучения, использует их как основу в своей педагогической деятельности.
УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАТЬ УЧЕБНУЮ РАБОТУ Творчески планирует систему уроков по теме, их структуру, разнообразит формы и методы обучения с учетом особенностей учащихся класса.
УМЕНИЕ ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ Тщательно изучает критерии оценок, умело применяет их на практике, обеспечивает объективность оценки не только знаний, но и практических и экспериментальных умений и навыков; мотивирует оценки; накапливает достаточное число текущих оценок для объективной оценки подготовленности школьников по итогам учебной четверти.
РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ Применяет специальные приемы работы по развитию у учащихся интереса к предмету; использует новизну содержания, сравнение изучаемых понятий, показ их практической значимости и пр.; применяет разнообразные методы обучения; обеспечивает индивидуальный подход к учащимся в формировании познавательных интересов.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Систематически изучает особенности учащихся и обеспечивает индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцирует объем и сложность заданий, осуществляет регулярно помощь слабоуспевающим в учебе, тщательно, регулярно контролирует выполнение домашних заданий, умеет держать одновременно в поле зрения сильных, средних и слабых по уровню учебной подготовленности учащихся.
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ У УЧАЩИХСЯ МЫШЛЕНИЯ Обеспечивает активное развивающее влияние содержания форм и методов преподавания, обучает школьников умению выделять существенное в изучении материала.
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО ТРУДА Целеустремленно и настойчиво формирует у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда (самоконтроль в учении, рациональное планирование учебного труда, должный темп чтения, построений, письма, вычислений и т.д.), осуществляет при этом индивидуальный подход.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ Соблюдает меру в общении с детьми, в требованиях к ним, в подходе к учащимся.
ИСТОЧНИКИ ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ Изучение опыта коллег;Чтение научной литературы;Картотека интересных фактов, высказываний;Вопросы учащихся, которые учитель записывает и анализирует;Общение с коллегами, друзьями, учащимися;Анализ учебно – воспитательного процесса, выявление «узких» мест и «западающих» проблем;Система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются.
Условия для творчества учителя Нравственно – психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого учителя);Стимулирование к нестандартным решениям (организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества в школе, организация методических выставок и др.);Научная организация труда;Обогащение общей культуры, кругозора, информативности;Наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа;Материальная обеспеченность, материальная база;Свобода критики, проведение творческих дискуссий;Использование потребности учителя в самовыражении и самоутверждении;Влияние личности руководителя школы.
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ Система дидактических умений;Аналитический подход к определению качества преподавания и качества знаний, умений и навыков;Анализ развития творческих способностей;Внедрение педагогического опыта;Коллективная работа над научно – методической проблемой;Система стимулирования педагогического труда;Грамотно поставленная методическая работа;Самообразование.
Формы педагогического творчества. Изучение литературы по проблеме, консультации с представителями науки;Разработка моделей, схем, рекомендаций по применению на практике;Представление проблемы, обоснование ее активности, раскрытие сущности основных положений, форм, примеров, методов работы, определение звеньев по внедрению в практику данной проблемы.
УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ Овладение новыми знаниями, способами, приемами;Переосмысление собственной работы в свете новых знаний;Разработка новых методов, приемов, форм, средств;Модификация методов, приемов, средств;Умение эффективно использовать передовой опыт;Умение находить оригинальное решение проблемы в нестандартных ситуациях;Способность изменять стратегию и тактику в зависимости от конкретной ситуации.Высший уровень – создание новой системы обучения, воспитания, развития школы.