ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В России проживает около 45 миллионов детей и подростков.Из них: 720 тыс. – дети социальные сироты. \ после В.О.В. – 678 тыс.\Около 50 тыс. детей уходят из дома из-за сексуального и физического насилия. 80 – 90% - сексуальных преступлений совершаются родителями и их близкими.
Около 15 тыс. детей и подростков пытаются ежегодно покончить жизнь самоубийством. 3 тыс. – совершают суицид. Около 2 тыс. ежегодно убивают родители. Причины ведущие к суициду:-Конфликт в семье;-плохие отношения со сверстниками;-частые депрессии;-тяжелое материальное положение;-проблемы с учебой;-безвыходная ситуация;
Около 18 тыс.подростков находятся в местах лишения свободы. Проституция помолодела. Девочки 12 – 14 лет вышли на улицу. Проституция почти всегда связана с алкоголем, наркотиками и венерическими заболеваниями.
Краснодарский край Сейчас на Кубани 3800 беспризорных детейВ прошлом году подростками края было совершено 2618 преступлений, из них 17 убийствЕжегодно 1200 детей уходят из домаТолько в минувшем году 1700 родителей лишены родительских прав
В России 15% семей бездетных . Отмечается рост разводов – Россия вышла на 1 место в мире по количеству разводов.В России каждая 10-я рожавшая женщина – несовершеннолетняя.
ТРУДНЫЕ ДЕТИ «Трудный ребенок» - ребенок, обучение, воспитание и развитие которого представляет сложную педагогическую проблему.
Понятие «трудный» ребенок имеет 3 признака: 1.Наличие у детей и подростков отклонений от норм поведения. (девиантное и делинквентное поведение);2.Под «трудными» понимаются дети, нарушения поведения которых нелегко исправляются и корректируются. В этой связи следует различать «трудных» и «педагогически запущенных» детей.Не все «педагогически запущенные» дети – трудные, но все «трудные» - дети «педагогически запущенные».3. «Трудные» дети нуждаются в индивидуальном подходе в работе с ними.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - это отклонения от норм поведения. В это понятие входит – ранний алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид и делинквентное поведение.ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это цепь проступков, правонарушений, отличающихся от криминальных т.е. уголовно наказуемых.
К девиантному поведению традиционно относят: патологическая лживость;воровство;уходы и побеги из дома \бродяжничество, безнадзорность, попрашайничество\прекращение учебной деятельности, уход из школы;хулиганство и др.преступления против личности;разные формы и степени агрессивного поведения;употребление наркотических веществ;ранняя половая жизнь;азартные игры.
ДЕТИ ГРУППЫ «РИСКА» дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, д\сада, школы и т.д.
ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети.Они отчуждаются от школы , но значимость семьи у них очень высокая.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ ИМЕЕТ НЕСКОЛЬКО ФОРМ: Нравственно-педагогическая запущенность – т.е. искажение нравственных представлений. Несформированность привычек нравственного поведения, невоспитанность чувств;Нравственно-трудовая запущенность –т.е. искажение представления о труде, нежелание и неумение трудиться.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ ИМЕЕТ НЕСКОЛЬКО ФОРМ: Интеллектуально-педагогическая запущенность –т.е. слабо идет развитие интеллектуальных способностей, отставание в развитии.Медико-педагогическая запущенность – т.е. отклонения в состоянии здоровья, слабость знаний гигиены быта, возникновение отрицательных привычек, патологические влечения;
ОТКЛОНЕНИЯ ПРОЯВЛЯЮТСЯ: в школьной неуспеваемости детей;в отсутствии интереса к учению, труду, организованному досугу;в недисциплинированности;в конфликтности, высокой тревожности;в наличие нежелательных качеств: лень, лживость, эгоистичность, грубость;гиперактивность;немотивированная агрессия, жестокость;употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение;правонарушения.
ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ: 1.Неблагоприятные условия семейного воспитания;2.Ошибки учебно-воспитательного процесса;3.Неформальные детские и подростковые объединения.
Ошибки учебно-воспитательного процесса -Запоздалое выявление детей с нарушением морально-правовых норм;-Шаблонность и консерватизм форм и методов воспитания;-Пренебрежительное отношение к слабоуспевающему ученику;-Публичное обсуждение ,наказание,выговор проблемного ученика;-Невысокий профессиональный уровень отдельных педагогов.
Психологические портреты М Е Ч Т А Т Е Л ИОСОБЕННОСТИ: Уход от реальной жизни , пассивность, успеваемость – как низкая , так и высокая;Демонстративность поведения в негрубых, формах.Склонность к фантазии;Повышенный уровень тревожности;Пассивность в общении, сверстники называют – « странным».СОВЕТ ВОСПИТАТЕЛЮ:-Активное воображение ребенка использовать в творческой деятельности(привлекать к подготовке к школьным и внеклассным мероприятиям, доверять оформление помещения на мероприятие, выпуск классной газеты)Проводить выставки творчества таких детей;Повышать его «ситуацию успеха» среди сверстников;
П У Т А Н И К И ОСОБЕННОСТИ: Социальная дезориентация, странное поведение,Отсутствует социальная направленность на подобные нарушения,Ребенок хочет быть хорошим.К подростковому возрасту у него складывается представление о враждебности к нему, несправедливости.Он ощущает себя изгоем общества. Отсюда – агрессия и антисоциальное поведение.СОВЕТ ВОСПИТАТЕЛЮ: Свести запреты к минимуму;-Мелкие нарушения оставлять без внимания;-Понемногу расширять круг правил поведения.-Подде6рживать и повышать самооценку,-Оказывать помощь в налаживании общения.-Серьезность наказания должно соответствовать тяжести совершенного проступка.
Н Е У Д А Ч Н И К И ОСОБЕННОСТИ: Повышенная тревожность;-неуверенность в свои силы;-беспокойство;-волнение;-Опасение сделать ошибку или сказать неправильно;-Депрессивный фон.СОВЕТ ВОСПИТАТЕЛЮ: -Создать ситуацию успеха;-Снять синдром неудачника;-Снизить ценностное значение школьной отметки;-Хвалить ребенка не за результат, а за попытку его достичь;-Обязательно найти сферу деятельности, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.
У М Н И К И ОСОБЕННОСТЬ: Хороший высокий уровень логического мышления;Слабо развита эмоциональная сфера и образное представление;Низкий уровень самостоятельности;Трудности в общении со сверстниками, хотя взрослые таких детей любят;В подростковом возрасте сохраняется направленность на учебу, общение затруднено. Сверстники его избегают.СОВЕТ ВОСПИТАТЕЛЮ: Интеллектуальные черты «разбавлять» занятиями эмоциональными;Определить его в секцию, кружок, клуб по интересу для развития его эмоциональной сферы;Повышать эмоциональную сферу через игру, искусство, соревнования, турниры, конкурсы;Помочь в налаживании общения со сверстниками.
ГО В О Р У Н Ы ОСОБЕННОСТЬ: Речевое развитие преобладает над другими процессами;Низкая успеваемость;Неорганизованность;Трудности в общении;Нарушает правила поведения.СОВЕТ ВОСПИТАТЕЛЮ:-Коррекцию начинать с переключения внимания с речевого аппарата на мелкую моторику (лепка, собирать пазлы, конструктор, рисунок) или на ноги (танец, ритмика).Ограничить речевой поток;Стимулировать продуктивную деятельность;Помочь наладить общение со сверстниками.
А К Т Е Р Ы ОСОБЕННОСТЬ: Демонстративное поведение;Вызывающий вид;Любовь к украшениям;Для привлечения внимания пользуется различными средствами: кривляние, нарушение дисциплины, истерика, частая смена настроения, утомленность, депрессия, волнение.СОВЕТ ВОСПИТАТЕЛЮ: Искать сферу деятельности в которой он может проявить себя ( творчество, искусство, спорт );- Не допускать проявления истерики, депрессии, плохого настроения.
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК. Это очень трудный ребенок.ПРИЧИНА ГИПЕРАКТИВНОСТИ:-Микродинамические поражение мозга (черепно-мозговая травма);-Патология беременности;-Генетический фактор;-Дисфункция Ц Н С ;-Пищевые факторы (питание, большое количество углеводов );-курение и алкоголь родителей;-Социальные факторы (отсутствие системы воспитания).
ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА: -НЕПОСЕДЛИВ;-НЕРЯШЛИВ;-ДВИГАТЕЛЬНО БЕСПОКОЕН;-НЕ ДОВОДИТ ДЕЛО ДО КОНЦА;-БОЛЬШЕ БЕГАЕТ, ЧЕМ ХОДИТ;-НЕУСИДЧИВ;-НАРУШЕНА КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ;-НЕРЕДКО ПЛОХОЙ СОН.
СОВЕТ ВОСПИТАТЕЛЮ: НАЙТИ ВОЗМОЖНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ (НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕЩАТЬ ДВИГАТЬСЯ);ОБЕРЕГАТЬ ОТ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ;ПОЛЕЗНЫЕ ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОРМИРОВАННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ, БЕГ;«ПОЗИТИВНАЯ МОДЕЛЬ» - ХВАЛИТЬ КАЖДЫЙ РАЗ КАК ОН ТОГО ЗАСЛУЖИТ;ИЗБЕГАТЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ», «НЕЛЬЗЯ». ЭТО ВЫЗЫВАЕТ НЕГАТИВНУЮ РЕАКЦИЮ;ГОВОРИТЬ СПОКОЙНО, СДЕРЖАНО. МЯГКО, ТЕРПЕЛИВО, БЕЗ РАЗДРОЖЕНИЯ;ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА ЗА ВСЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБУЮЩИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ (РАБОТА С КУБИКАМИ, РАСКРАШИВАНИЕ, ЧТЕНИЕ КНИГ);РАСПОРЯЖЕНИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧЕТКИМИ. НЕМНОГОСЛОВНЫМИ. НИКАКИХ НРАВОУЧЕНИЙ !!! ОНИ БЕСПОЛЕЗНЫ;ЧАЩЕ ПРОВОДИТЬ ИГРОВЫЕ МИНУТКИ (КАРТИНЫ ИЗ КЛЯКС, РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ).
И З Г О И 3 типа: изгой – клоун, изгой – белая ворона, изгой – антагонист.1. ИЗГОЙ – КЛОУН:Подставляет себя насмешкам, чтобы выявить слабые стороны и несовершенство класса. Обладает высоким интеллектом. Может ставить в затруднительное положение не только одноклассников , но и педагога. Забирает часть негативных эмоций на себя.2. ИЗГОЙ «БЕЛАЯ ВОРОНА» - Имеет серьезные этнические отличия. Принадлежность к другой нации, другой религии или среди материально-обеспеченных детей, ребенок из многодетной семьи. Ребенок с отклонениями в здоровье или физическим недостатком.3. ИЗГОЙ – АНТАГОНИСТ:Это крайняя степень изгойства. Максимальный эгоист, склонен обвинять всех и не видит истинного положения, причин изгойства. Основная причина антагонизма – изъяны семейного воспитания. (в чужом глазу и соринку вижу…)Практически все изгои имеют общий недостаток – они неспособны мыслить конструктивно, критикуют все и всех. Это претендент на лидерство, лидер-неудачник.
3 типа взаимодействия с изгоями 1.ИЗГОЙ – АНТАГОНИСТ: Не воспринимает класс, а класс его. Провоцирует негативное отношение к себе. Педагог пытается занять чью-либо сторону. Это приводит к усугублению конфликта.ДРУГОЙ ПОДХОД: - перевод в другой класс (школу), но пустую нишу обязательно займет другой.Лучше всего перевести ученика временно (1-2месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику.2. ИЗГОЙ «БЕЛАЯ ВОРОНА» - агрессия идет от класса. Проблема решаема через дискуссионные формы.Найти в человеке привлекательные стороны. Создать для него «ситуацию успеха» в классе. Проводить недели национальной культуры (армянская культура, украинская культура, русская культура и т.д.).3. ИЗГОЙ – КЛОУН – СВОИ КЛОУНСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ИСПЫТЫВАЕТ НА ПЕДАГОГЕ , СТАВЯ ЕГО В НЕСТАНДАРТНЫЕ СИТУАЦИИ. Главное эффективно, с юмором, достойно выйти из данной ситуации. Эмоциональный взрыв только укрепить его тип поведения. «Клин клином вышибают» Ставить его в нестандартные ситуации.
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ:Агрессивное поведение родителей;Средства массовой информации: На экране – насилие, смерть, жестокость;Гипервозбудимость ребенка;Проявление нелюбви к ребенку со стороны близких;Антикультура (рок –группы, шоу );Унижения и оскорбления, неправильная форма поведения со стороны педагогов и вожатых.
РЕБЕНОК СКЛОННЫЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ. ПСИХОЛОГИ ВЫДЕЛЯЮТ 4 ТИПА АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ:Активен;Любит риск;Стремиться к признанию;Обладает организаторскими способностями;Склонен к садизму;Отсутствует самоконтроль;Импульсивен;Отсутствуют моральные ограничения.Это «открытая « форма агрессии.Активен;
РЕБЕНОК СКЛОННЫЙ К СЛОВЕСНОЙ АГРЕССИИ ОСОБЕННОСТЬ: Психологически неуверен;-неуравновешен;-повышенная тревожность;-обидчивость;-депрессия;Низкая работоспособность.Это «закрытый» тип.Такие дети бьют в самые «болевые» точки. Особенно страдают от них дети с физическими недостатками, робкие, застенчивые, неуверенные в себе.
РЕБЕНОК, СКЛОННЫЙ ПРОЯВЛЯТЬ КОССВЕННУЮ АГРЕССИЮ Это чрезвычайно импульсивные дети, у них примитивные влечения, склоны к риску, чувствительны, уступчивы, болезненно реагируют на критику.Действуют «исподтишка». Заводят ссору и наблюдают, что будет.
НЕГАТИВИСТЫ: «Ужасный хулиган»;«нигилист»;отрицает авторитет старших;вызывающее поведение, внешний вид, манеры;Критика – это личная обида;Но рассудительны, проявляют жалость , сочувствие считают уделом слабых.СОВЕТ ВОСПИТАТЕЛЮ:-Не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении;-самому не впадать в агрессию; -Выяснить причину агрессии;-Агрессию, эмоции выплеснуть через соревнования, игру.-Лишить общения со сверстниками.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ЗАВИСИТ: 1.ЕДИНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ (ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ);2.НАЛИЧИЕ СПЛОЧЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА;3.НАЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОТОРОЙ ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК МОЖЕТ СЕБЯ ПРОЯВИТЬ. (ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ НЕ ТОЛЬКО В УЧЕБЕ, НО И В ДОСУГЕ);4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШКОЛОЙ ОГРОМНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕМЬИ;5.ИГРОТЕРАПИЯ; АРТТЕРАПИЯ;6.ПРИЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК И ПРИНЕСЕНИЕ ИЗВИНЕНИЯ.
Примерный перечень мероприятий по работе школы с трудными детьми Выявление педагогически запущенных детей